NOVA24 LIVE
В Ташкенте возле парка «Новый Узбекистан» перекроют дорогу
АБР повысил прогноз роста ВВП Узбекистана в 2025 году с 6,2% до 6,6%, инфляция в стране продолжит замедляться и в нынешнем году остановится на уровне 8%.
13 апреля с 00:00 до 16:00 будет временно ограничено движение автотранспорта по улице Янги Узбекистон и прилегающим к ней улицам.
Юрлицо OpenAI LLC организации, занимающейся ChatGPT и генератором видео Sora, встало на налоговый учет в Узбекистане.
Актера сериала «Игра в кальмара» посадили за сексуальное домогательство, адвокаты 80-летнего О Ён Су уже подали апелляцию.
Представитель парламента Замбии Рой Нгулубе в следствии затяжной болезни скончался во время визита в Ташкент 7 апреля, он должен был выступать на полях Ассамблеи Межпарламентского союза.
Из Казахстана в Узбекистан вернули девять несовершеннолетних детей в возрасте от 4 до 16 лет, оставшихся без попечения, по возвращению их передадут родственникам.
В Сурхандарьинской области водителя Matiz наказали за опасное вождение: мужчина посадил девушку на колени и доверил ей управление машиной.
💦В Ташкенте автомобилист неудачно сэкономил на автомойке, помыв машину питьевой водой, за что ему дали штраф в 3,75 млн сумов.
Сотрудники ташкентского зоопарка рассказали о состоянии спасенного краснокнижного каракала, он привыкает к новой обстановке и уже подружился с ветеринарами: по словам сотрудников, выпустить дикое животное на волю уже не получится, так как каракал родился в питомнике и с раннего возраста жил с людьми, полностью утратив навыки выживания, сейчас он живет в условиях, максимально приближенных к естественным, под наблюдением специалистов.
Из США в Узбекистан депортировали узбекистанца, осужденного за секс-торговлю детьми, мужчину признали виновным по трем пунктам обвинения.
9 апреля с 10:00 до 18:00 в некоторых локациях Чиланзарского и Яккасарайского районов Ташкента отключат газ из-за планового ремонта, — «Худудгазтаъминот».
По данным Метрополитена, протечка произошла из-за неисправности водопроводной трубы в верхней части пешеходной дорожки, ситуацию взяли под контроль, специалисты «Узсувтаъминот» устранили неисправность и утечка полностью прекратилась.
Пассажиры пожаловались на протекающий потолок на переходе со станции метро «Технопарк» на станцию «Дустлик», — Tashkent_Land.
Двух парней доставили в больницу, где им провели срочную операцию, врачам удалось спасти пострадавших, их состояние остается тяжелым: подозреваемого задержали, возбуждено уголовное дело, началось расследование.
Выяснилось, что пожар в квартире в Ташкенте устроили намеренно, чтобы скрыть преступление: мужчина пришел в гости к друзьям, однако между ними возникла драка, в ходе которого подозреваемый нанес первому другу пять ножевых ранений, а второму — семь, после чего поджег дом.
С утра в Ташкенте практически чистый воздух: по данным IQAir, загрязнение PM2.5 в воздухе столицы составило 15 мкг/м³, что превысило рекомендации ВОЗ всего в 3 раза.
Узбекистан и Азербайджан будут развивать популярность туристического маршрута по направлению Великого шелкового пути, включая Баку, Шемаху, Хиву, Бухару и Самарканд, также туристические ведомства организуют совместные B2B-мероприятия, роуд-шоу и будут совместно участвовать в выставках.
9 апреля в Узбекистане ожидается жара, в некоторых регионах возможно усиление ветра и дожди, в горах лавиноопасно: в Ташкенте температура ночью 13-15°, днем 22-24°.
❗️В Узбекистане цены на свет и газ будут индексировать каждый год, исходя из годового уровня инфляции, на сумму, не превышающую 10%.
❗️Пример: домохозяйства, которые тратят в среднем 500 кВт/ч в месяц, будут платить до 1 мая 2025 года 360 тыс сумов (90 тыс сумов по социальной норме до 200 кВт/ч, еще 270 тыс сумов за каждый кВт/ч в диапазоне 201–500 кВт/ч). После повышения цен и внедрения нового исчисления тарифов те же домохозяйства будут платить за свет также 360 тыс сумов (120 тыс сумов за социальную норму до 200 кВт/ч, 240 тыс сумов за каждый кВт/ч в диапазоне 201–500 кВт/ч).
⚡️В Узбекистане изменят тарифы потребления электричества, а также внедрят ежегодную индексацию цен на свет и газ. С 1 мая появится вводится новая разница потребления по дифференцированному тарифу между объемами от 201 кВт/ч до 1000 кВт/ч — от 201 кВт/ч до 500 кВт/ч, с нового месяца потребители будут платить 800 сумов за каждый кВт/ч в диапазоне от 201 кВт/ч до 500 кВт/ч, сейчас 1 кВт/ч в промежутке от 201 кВт/ч до 1000 кВт/ч стоит 900 сумов.
В Агентстве по управлению государственными активами опровергли информацию о том, что у УзА забрали права на «Дом печати», в настоящее время на территории проводятся строительные работы, и продавать здание никто не собирается, по задумке властей в новом «Медиагородке» смогут собраться редакции всех периодических изданий.
Число пострадавших после происшествия в ночном клубе увеличилось до 27 человек, более 130 находятся в больницах, причины обрушения крыши не выяснили, — СМИ.
8 апреля Узбекистан накрыла сильная магнитная буря красного уровня (К-индекс 6).
В Сырдарьинской области медицинская клиника незаконно использовала электроэнергию: в результате правонарушения государству нанесли ущерб в 2,1 млрд сумов, правоохранители возбудили уголовное дело.
В Доминикане в ночном клубе обрушилась крыша прямо во время концерта: погибли как минимум 15 человек, более 100 пострадали, певец, который в этот момент выступал на сцене, до сих пор находится под завалами.
Узбекистан и Россия построят Трансафганскую железную дорогу: стороны подписали комплект документов о начале практической реализации проекта, в 2025 году специалисты двух стран начнут реализовывать проект строительства железной дороги по согласованным маршрутам, а также составят прогноз объемов грузопотоков и экономической эффективности.
США выразили благодарность Узбекистану за содействие в борьбе с терроризмом и нелегальной миграцией, замгоссекретаря Кристофер Ландау во время переговоров с замсекретаря Совбеза Абдулазизом Камиловым также выразил поддержку независимости Узбекистана, стремлению развития ядерной энергетики и добычи критически важных минералов.
В Ташкенте сотрудники МЧС проделали отверстие в стене квартиры, чтобы вызволить отца с ребенком, застрявших в лифте в многоквартирном жилом доме на территории махалли Белтепа в Шайхантахурском районе.
7 апреля в Ташкенте фиксировалось превышение номы по диоксиду азота в 1,2 раза, в Навои зафиксировано превышение по пыли в 4,5 раза, по диоксиду серы в 4,1 раз, по аммиаку в 1,8 раза, — Узгидромет.

«Вместо специально обученного тьютора в классе зачастую сидит родитель, который далек от педагогики», — Лола Муминова

Нехватка кадров и неразвитая инфраструктура: Эксперт рассказала о системных трудностях детей с инвалидностью при получении образования в Узбекистане.

«Вместо специально обученного тьютора в классе зачастую сидит родитель, который далек от педагогики», — Лола Муминова

«Мы все разные, но все равные» — этот принцип, поставленный во главу угла совместного проекта нашей республики и Европейского Союза «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», сегодня определяет цели и задачи деятельности Республиканского центра социальной адаптации детей в этом направлении.

Чего удалось достичь в рамках его реализации и с какими трудностями приходится сталкиваться, подробно рассказала заслуженный наставник молодежи Узбекистана заместитель директора по науке РЦСАД доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами Лола Муминова.

«Инклюзивное (от французского «inclusif» — включающий в себя, от латинского «include» — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу его положена идеология, которая исключает любую дискриминацию ребят, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает необходимые условия для имеющих особые образовательные нужды.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый способен чувствовать и думать.
  3. Каждый имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

На современном этапе многочисленные проблемы детей со специальными нуждами значительно актуализируются. При этом наблюдаются качественные и количественные изменения категории детей, объединенных понятием «дети с проблемами развития». Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, они все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая нарушения поведения, деформируя личность детей. Инклюзивное образование у нас в стране находится в стадии формирования и налаживание системы по его формированию решается на государственном уровне. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями, наравне с их здоровыми сверстниками, равные возможности получения развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество, — рассказывает Лола Рахимовна.

Кроме того, по словам профессора, система инклюзивного образования включает в себя заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее цель — создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Это подразумевает как техническое оснащение учреждений, так и разработку специальных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с такими ребятами. Необходимы и специальные программы для облегчения процесса адаптации детей с особыми потребностями, — продолжает Лола Муминова.

Факты из мировой практики: за рубежом, начиная с 1970-х ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей людей с инвалидностью. В США и Европе получили развитие несколько подходов, в том числе инклюзия (inclusion) — увеличение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), инте­грация (integration). Так, мэйнстриминг предполагает, что ученики с особыми потребностями общаются со сверстниками на праздниках, во время проведения различных досуговых программ.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции таких детей. Государственные, муниципальные школы получают бюджетное финансирование на это и, соответственно, заинтересованы в учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Немаловажно и то, что положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренную Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Что касается Узбекистана, то у нас разработан ряд нормативных документов и утверждены соответствующие программы, которые являются важными шагами, предпринимаемыми государством на пути к качественному образованию для всех.

Закон «Об образовании» статья 20 гарантирует право каждого ребенка на получение инклюзивного образования, а Закон «О гарантиях прав ребенка» предусматривает дополнительные льготы на получение образования детьми с особыми потребностями. Главой государства 1 декабря 2017 года подписан Указ «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью». Утверждён  закон «О правах лиц с инвалидностью» и подготовке к ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов». Таким образом, в нашей стране есть необходимая правовая основа для дальнейшего развития инклюзивного образования.

Инклюзивное образование у нас стало развиваться с 1996 года. Именно тогда ЮНЕСКО впервые собрало дефектологов республики, а также зарубежных экспертов в Ташкентском городском институте переподготовки и повышения квалификации педагогов, где впервые для наших специалистов прозвучал этот термин. Старт реализации намеченных задач по внедрению новой практики положили международные проекты, которые реализовывались совместно с неправительственными организациями.

Вместе с тем это направление, как отмечает Лола Рахимовна, ставит перед школой много новых и сложных задач.

  • Инклюзивную образовательную среду, адаптированную к потребностям любого ребенка, возможно создать только при тесном сотрудничестве всех участников учебного процесса. При этом многие специалисты, указывая факторы, препятствующие реализации таких идей в массовых школах, в качестве важнейших выделяют социально-психологические барьеры.

Кроме того, при реализации интегрированного обучения перед педагогами возникают вопросы не только формирования общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех, но и оказания эмоциональной поддержки родителям, выработки у них адекватного отношения к своему ребенку и установки на сотрудничество. По признанию специалистов, аспект вовлечения пап и мам в инклюзивный образовательный процесс продуман очень слабо.

Новый виток развитию инклюзивного образования в стране придал проект, о котором говорилось выше. Совместно с министерствами народного и дошкольного образования в пяти пилотных регионах было выделено по три пилотные школы и три пилотных детских сада, куда стали включать таких ребят, оснащать их пандусами и ходунками, увеличительными стеклами для слабовидящих, особыми компьютерами и электронными досками.

В настоящее время рекомендуем принимать в группу или класс двух-трех учеников с особыми потребностями. Обычно у них легкие нарушения развития. Есть как Всемирная классификация болезней-10, так и функциональная классификация, где больше внимания обращают на социальную сторону нежели на медицинскую. Исходя из этого мы смотрим не столько на диагноз, сколько на потенциальные возможности ребенка — что он может, на что способен в начале, а потом уже говорим о его слабых сторонах и с учетом их строим индивидуальную программу. Это очень важный подход. Те медики, которых мы обучили во время тренингов и семинаров, меняют отношение к детям с ограниченными возможностями, — рассказывает Лола Рахимовна.

  • Предстоит решить еще много проблем. Нужна серьезная подготовка к инклюзивности общества в целом. Ощущается острая нехватка профессиональных кадров. Не развита соответствующая инфраструктура. У нас, к примеру, нет тьюторов, которые просто необходимы для «включения» ребенка в особое образовательное пространство. Что мы наблюдаем сегодня? Вместо специально обученного тьютора в классе сидит зачастую родитель, который далек от педагогики. Все школы оборудованы пандусами при входе в здание, но, как, предположим, ученику в инвалидной коляске подняться на второй этаж?

В год по два раза проводим мониторинг пилотных школ. Радует, что между детьми практически не возникает разногласий. Дети с особенностями развития ощущают себя полноценными людьми. Другие ребята учатся в свою очередь милосердию и состраданию, а еще тому, что все мы имеем равные права. Сегодня в рамках этих проектов в школах охвачено довольно большое количество детей с особыми образовательными потребностями. Но они есть и в других учреждениях, однако не везде педагоги к этому готовы. В их арсенале нет соответствующих знаний, умений, навыков. Более того, наставники, как правило, ориентируются на сильных учеников. А тех, кто не успевает, детей с особенностями развития стараются перевести в специальные заведения, — отметила профессор.

Наши эксперты перенимали зарубежный опыт, ездили в Латвию, Германию, Италию. Им очень понравилось, как там поставлен процесс подготовки педагогов. Еще заинтересовала практика того, что получаемая ребенком пенсия по состоянию здоровья будет идти на специальное медицинское обеспечение и образование. Но стоит вопрос в размере этой корзины — она должна соответствовать реальным потребностям маленького гражданина. Решение всех этих задач в комплексе позволит сделать жизненный путь таких ребят максимально комфортным, без ограничения их возможностей для самореализации.


Подготовила: Оксана Кадышева

    В других СМИ