NOVA24 LIVE
В России детей мигрантов хотят зачислять в детсады со справкой об инфекциях
В соцсетях активно распространялась новость о том, что ОАЭ отменили безвизовый режим с Узбекистаном, МИД республики информацию опроверг, режим все еще действует, граждан призвали верить только официальным источникам.
Пошлины на товары, перестройка Ташкента, скандал в ОАЭ и угроза безвизу, выплаты мигрантам, переполненное метро, борьба с дорожными камерами — Главные новости Редакция NOVA24.uz традиционно рассказывает про основные события за минувшую неделю. 📹 Смотреть видео
В России детей мигрантов хотят зачислять в детсады со справкой об отсутствии инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих: перечень таких заболеваний утвердит правительство.
Главу Федерации дзюдо Узбекистана Азиза Камилова назначили вице-президентом Азиатского союза дзюдо на очередном заседании Союза в Бангкоке: он будет заниматься вопросами стратегического развития и маркетинга.
Правоохранители провели проверку в отношении участников поездки «с огоньком»: сотрудники УВД составили протокол в отношении водителя машины, а также провели профилактические беседы.
28 апреля жители махаллей «Икбол», «Чашма» Бектемирского района Ташкента с 09:00 до 17:00 останутся без света из-за ремонтных работ.
Лучники из Узбекистана завоевали бронзу в микст-программе на Гран-при по стрельбе из лука, который прошел в Турции: спортсмены смогли одолеть команды из Молдовы и Нидерландов.
В России на стройке культурного кластера погиб трудовой мигрант из Узбекистана: предположительно, 46-летний мужчина упал с высоты 15 метров.
В Наманганскую область доставили 14 единиц спецтехники для полива: транспорт будут использовать для ухода за растениями и деревьями, растущими в отдаленных районах, и облагораживания территории.
Индия провела испытания противокорабельных ракет и показала свою готовность «к нанесению высокоточных наступательных ударов на большой дальности» на фоне усиления конфликта с Пакистаном, на границе с которым происходят перестрелки.
Полиция арестовала 30-летнего водителя черного внедорожника, который врезался в толпу в Ванкувере: количество погибших в инциденте увеличилось до 9 человек.
Главы МИД Узбекистана и Афганистана провели телефонный разговор, обсудили сотрудничество и проект трансафганской железной дороги. Мы договорились продолжать тесное сотрудничество в сфере продвижения устойчивого развития, а также обеспечения долгосрочного мира и стабильности во всем регионе, —констатировал Бахтиёр Саидов.
Узбекистан и Башкортостан обсудили строительство совместного технопарка для башкирских компаний на территории Узбекистана: также российский регион выразил интерес к открытию торгового дома.
В канадском городе Ванкувере автомобиль въехал в толпу на уличном фестивале: предположительно не менее 8 человек погибли, среди них может быть ребёнок, ещё 6 человек пострадали, — Global news.
В Хиве стартовал VI Международный фестиваль искусства бахши: президент направил поздравления участникам, которых в 2025 году насчитывается около 200 из 40 стран и пожелал им здоровья, энергии и вдохновения.
В Узбекистан прибыл Рустам Минниханов: глава Татарстана планирует посетить выставку ИННОПРОМ, а также ряд объектов в Бухаре, Навои и Ташкенте.
Тахмина Икромова завоевала золотую медаль на этапе Кубка мира по художественной гимнастике в Ташкенте: спортсменка смогла обойти немецкую олимпийскую чемпионку Дарью Варфоломееву в многоборье, также национальная сборная завоевала серебро в групповых упражнениях.
В Хиве стартовал VI Международный фестиваль искусства бахши: президент посетил направил поздравления и пожелал участникам, которых в 2025 году насчитывается около 200 из 40 стран — здоровья, энергии и вдохновения.
❗️Президент выразил искренние слова сочувствия и поддержки родным и близким погибших, а также скорейшего выздоровления пострадавшим.
⚡️Шавкат Мирзиёев направил соболезнования президенту Ирана Масъуду Пезешкиану в связи с многочисленными человеческими жертвами и пострадавшими, а также масштабными разрушениями в результате взрыва на территории порта Шахид-Раджаи в городе Бандар-Аббас.
В Ташкенте парень пошел распространять наркотики из-за крупного проигрыша на тотализаторе: 25-летний мужчина заявил, что шесть месяцев не может вернуться домой из-за долгов.
В результате взрыва в иранском порту погибли как минимум 18 человек, еще более 800 пострадали: причиной взрыва могло стать вещество, которое используется в качестве компонента для ракетного топлива, — NYT.
В Ташкенте девушки «с огоньком» проехались по улицам столицы: на мосту возле аэропорта молодые узбекистанки раздетыми высунулись из люка BYD и начали танцевать.
В Намангане мальчик не выдержал оскорбления матери и подрался с ней: правоохранители провели с семьей профилактическую беседу и установили контроль.
В России семья из Узбекистана пострадала в ДТП: родители 11-летнего мальчика погибли, а сам он получил травмы, после выздоровления дипломаты вернули ребенка на родину и передали его родной тете.
Спортсмен из Узбекистана Шахрам Ахадов завоевал титул чемпиона Азии: дзюдоист смог одолеть всех соперников и обеспечил себе золотую медаль на чемпионате Азии в Бангкоке, — НОК.
Недалеко от Йемена затонуло судно, перевозившее почти миллион овец: местные рыбаки отправились на место катастрофы, чтобы помочь спасти экипаж судна и пострадавших животных.
В Афганистане продолжается кампания по уничтожению маковых полей, талибы обещают довести дела до полной ликвидации «зловещего явления».
Министр обороны Пакистана заявил об отсутствии планов военных действий против Индии, но пообещал дать достойный ответ в случае нападения.
Воздух в Ташкенте хороший, на утро 27 апреля концентрация мельчайших частиц PM 2.5 составила 15 мкг/м3 при норме ПДК в 35 мкг/м3.

Нам год: заметка главного редактора издания NOVA24 о проблемах, свободе слова и дальнейшем курсе

Вспоминаем самые сложные, спорные и бескомпромиссные моменты из жизни одной годовалой ташкентской редакции.

Нам год: заметка главного редактора издания NOVA24 о проблемах, свободе слова и дальнейшем курсе

15 марта исполняется ровно год с момента запуска издания NOVA24. Большую часть времени мы с командой работали в режиме «коронавирус», так как регистрация и сам процесс работы пришлись именно на пандемию. Вспоминаем самые сложные, спорные и бескомпромиссные моменты из жизни одной годовалой ташкентской редакции.

Регистрация и карантин

Свой путь мы начали задолго до подачи документов на лицензию: создавали концепцию, разрабатывали план, распределяли приоритеты. Дальше зарегистрировались онлайн через ЕПИГУ и ждали ответа около месяца. Процесс не был многообещающим из-за приближающегося коронавируса, так как уже 15 марта появилось сообщение о первом зараженном в стране. Мы были уверены в том, что ждать придется дольше обычного.

Нам назначали консультанта, он сразу же перезвонил и проинструктировал нас по нескольким моментам касательно сайта и дал свои рекомендации.

В целом мы удивились быстрому получению лицензии, так как на дворе стоял апрель и коронавирус уже отправлял многих на «удаленку».

Ранее мы уже были свидетелями регистрации СМИ офлайн, и, стоит отметить, что в этом плане бюрократия сдвинулись с места. Более того — после нас, лицензию стало получить еще проще. Но об этом уже расскажем не мы. 

Работа с дезинформацией

Основной новостной повесткой стала информация о вирусе. Мы старались переключаться на социальные проблемы и показать реальную жизнь людей в это непростое время, но фокус оставался на количестве зараженных, локдауне и возможных прогнозах.

Нас сразу предупредили в АИМК, что любая оплошность с нашей стороны в виде дезинформации относительно коронавируса — чревата наказанием, причем речь шла не только об административном рассмотрении дела.

Работать нужно было осторожно, так как люди верили всему и принимали любое сообщение в самых «грязных» пабликах за чистую монету. На СМИ возлагалась бо́льшая ответственность, чем в обычные дни. Как раз в это период у нас и произошло первое нарушение.

Мы опубликовали новость о недоверии народа вакцине по данным опроса в группе «Потребитель.уз» с заголовком: «Узбекистанцы не верят в эффективность прививки от коронавируса». В тексте привели итоги опроса. В тот же день на нас вышли представители портала Mening Fikrim, поинтересовались, сможем ли мы подтвердить достоверность информации, несмотря на наличие ссылок внутри новости. Позже в АИМК нас попросили не говорить за всех узбекистанцев, переписать заголовок и изменить вектор посыла материла, а через несколько недель все-таки пришло официальное предупреждение от 28 сентября 2020 года с той же претензией.

«Большой брат»

По официальным данным, мы получили одно предупреждение за прошлый год. В ноябре мы узнали, что за 9 месяцев с начала года АИМК направило в средства массовой информации 90 представлений и предупреждений. В этом списке оказались и мы — тогда нас обвинили в распространении порнографических материалов и пропаганде насилия. Редакция не получила никакого документального подтверждения, а лишь ощутила на себе признаки клеветы. Мы выступили с официальным комментарием, но ответа не последовало. Поэтому можно уверенно полагать, что за год работы у нас в кармане один документ с нарушением.

Нас часто спрашивают, не звонят ли нам после публикаций материалов с приказом снять их. Начнем с того, что мы не крупное СМИ и пока еще не представляем большой опасности для «стражей цензуры».

Но несмотря на это, нам начали звонить уже на третьем месяце работы. Однако в этом плане есть много смягчающих факторов: люди наконец научились официально представляться, набирать нас с прямых номеров и предъявлять по факту: ошибочное утверждение, дезинформация или вовсе вранье. Фраза «Удаляйте материал» сменилась на «Не могли бы вы его пересмотреть». Это бывает очень редко.

В нашей редакционной политике прописано о невозможности удаления материала, если мы не ошиблись сами. Как правило, после удаления на странице отображается причина внезапного исчезновения — обычно это недостоверный фактчекинг или неактуальная информация, выданная за срочную новость.

Взаимодействие СМИ и госорганов 

Еще в мае 2019-го, занимавшая тогда пост заместителя директора АИМК — Саида Мирзиёева, сказала следующее:

«Если мы посмотрим на некоторые сайты госорганов, то увидим, что в месяц их посещают около 400 человек, в год — не более 3000. Эта статистика показывает, что работа ведется неудовлетворительно. Поэтому мы видим, что люди посещают зарубежные сайты, чтобы получить информацию, которая их интересует. Если руководитель госорганов хочет преуспеть в своей работе, то он должен уделять внимание работе с масс-медиа». 

Когда в 2020 году Национальное агенство УзА объявило имена лучших пресс-секретарей и пресс-служб соответственно — мы многих даже в лицо не знали. Над этим нужно работать, чтобы при объявлении кандидатов глав служб, журналисты знали о существовании хотя бы большей части. Это и могло бы стать показателем продуктивной работы и налаживания коммуникации. Согласно нашему опыту, работа с пресс-службами проходит более менее в положительном ключе, если они узкопрофильные. К примеру, нам всегда ответит пресс-секретарь Антимонопольного комитета или Федерации йоги. Но основные ведомства — чаще всего отмалчиваются или перекладывают ответственность на своих замов в силу загруженности. От вторых сложно дождаться информативного ответа без утверждения их руководства.

К примеру, со столичным хокимиятом у нас совсем не заладилось. Из последнего: наши журналисты были очень обеспокоены ситуацией с мусором в парке возле бульвара «Голубые купола». Появилась информация о скоплении отходов и молчании муниципальных служб. Дабы дать официальный комментарий, в пресс-службе хокимията наших журналистов попросили написать официальное письмо на имя хокима города, ответ на который мы получим через 7 дней. Специалист очень неэтично  дала понять, что ее по данному вопросу беспокоили целый день и она устала на него отвечать, что кстати, является, ее прямой обязанностью. В вышеупомянутом случае сразу несколько проблем: официальное письмо через 7 дней будет неактуальным, оно потеряет свою ценность; запрос не касался чего-то сверх секретного и мог бы расчитывать на своевременную реакцию в виде двух-трех информативных слов на месте.

Не заладилось, к примеру, и с пресс-службой Минздрава, где мы постоянно слышали: «Сейчас пандемия, не до этого». 

Главная проблема — не опасение слежки, мы и так это все прекрасно понимаем, что за нами наблюдают. Самое страшное — невозможность получения информации, которая не вписывается в рамки общедоступной новостной повестки дня. Любое отклонение от нормы в виде неожиданного вопроса решается на «вселенском» уровне, либо не решается совсем. Так, однажды пресс-секретарь одного учреждения заблокировал нашего журналиста в своем рабочем аккаунте в Telegram. Сначала он ежедневно писал «завтра», а одним прекрасным «завтра» под именем пресс-секретаря появилась приписка Last seen a long time ago. 

К чему мы пришли сегодня

Вышеперечисленные моменты не исключают и других проблем: отсутствия кадров на рынке, постоянных атак на сайт, плагиата и различных реакций на материалы вне новостей. К счастью, все это мы тщательно «пережёвываем» и стараемся извлечь ценные уроки.

Сегодня нас читают около 500000 посетителей в месяц. Мы, как и в самом начале пути, освещаем вопросы социального характера, затрагиваем медицину, экономику, образование, культуру и людей, меняющих систему. В планах — чаще говорить о правах человека, различной стигматизации в обществе и освещать истории тех, кто так и не смог подобраться к инфосреде со своей проблемой.

Нас очень радует, что СМИ в Узбекистане сегодня все же частично обладают силой: хоким может открыто выйти к людям и как бы то ни было ответить на вопросы публично, а издевавшийся над своей женой мужчина все-таки идет за решётку, а не домой. И да, это единичные случаи на фоне всех существующих, сумевшие «проскочить» в сеть. В этом и заключается наша работа — разбираться со всем остальным. Надеемся, что дальше — больше.

    В других СМИ