Зачем в Ташкенте отказались от оплаты проезда в автобусе наличными?
Ответственные органы объяснили, как переход поможет и водителям и пассажирам.
9 января в Ташкенте прошла пресс-конференция о будущем общественного транспорта в Ташкенте, а также отказе от оплаты за проезд наличными и его влиянии на столицу. Об этом сообщает корреспондент NOVA24.
С начала 2025 года в Ташкенте полностью отменили оплату наличными в автобусах. Начальник Главного управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Миракбар Икрамов заявил, что это решение обезопасит и оптимизирует транспортную систему столицы.
При этом переход на безналичную оплату автобусов изучался на протяжении нескольких лет специалистами Министерства транспорта. За основу использовали опыт зарубежных стран, при этом его улучшили и адаптировали под Узбекистан: в иностранных государствах оплата привязана к одному конкретному банку или специальной карте, в Узбекистане же имеется более 10 способов оплаты, включая карты UnionPay, Mastercard, Visa и АТТО. Пассажиры также могут оплачивать проезд с помощью приложения АТТО в смартфоне.
Безналичная оплата проезда также позитивно влияет на его стоимость: покупка чека с QR-кодом для проезда в автобусе обойдется в 3000 сумов, при этом оплата другими способами будет стоить 1700 сумов. Как сэкономить на проезде в Ташкенте после повышения цен, можете узнать в нашем материале.
Вопрос безналичной оплаты особенно болезненный для пенсионеров, не у многих есть транспортные карты, не говоря уже о смартфонах. Имеются случаи, когда пожилым людям приходится высаживаться из автобуса, не доезжая пункта назначения, потому что они не могут оплатить проезд наличными.
Первый заместитель председателя правления «Тошшахартрансхизмат» Рустам Шамурадов рассказал, что в таких случаях пожилые граждане могут оплатить проезд пенсионной картой HUMO, которая имеет возможность бесконтактной оплаты. Ее достаточно приложить к валидатору.
На входе в автобус пассажир должен будет сразу оплатить проезд. Контролер будет проверять оплату при помощи специального устройства, которое исключает повторное или ошибочное списание денег.
Рустам Шамурадов также объяснил, почему отказ от «налички» стал необходим: вывод водителя из финансовой системы позволит ему сконцентрироваться на дороге, не простаивать длительное время на остановках, не нарушать скоростной режим и не устраивать гонки с другими водителями. Это улучшит качество услуг общественного транспорта и повысит безопасность пассажиров во время поездки.
Теперь зарплата водителей зависит от того, насколько качественно они выполняют свою работу: выполняют правила поведения в салоне (курение и разговоры по телефону), останавливаются на всех остановках по маршруту, соблюдают движение по утвержденному графику, а также ПДД. Отказ от наличной оплаты также поможет сэкономить время поездки и избежать конфликтов, которые раньше возникали во время оплаты.
Ранее Минтранс прояснил ситуацию со штрафами пассажиров автобусов в Ташкенте. Наказывать будут только безбилетников, которые будут пытаться расплатиться за проезд наличными.