NOVA24 LIVE
В Ташкенте очистился воздух

Доктор наук сравнила уровень статуса учителя в общества с уровнем образованности государства

Доцент кафедры «Политология» УМЭД указала, что профессия педагогов не востребована в народе.

Доктор наук сравнила уровень статуса учителя в общества с уровнем образованности государства

Доктор исторических наук, доцент кафедры «Политология» УМЭД Ранохон Турсунова сравнила уровень статуса учителя в общества с уровнем образованности государства.

В статье статья 52 новой Конституции указывается, что в Узбекистане труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа. В ходе реформирования системы образования акцентировали внимание на укрепление статуса учителя как носителя не только образования но и приумножения духовного и культурного потенциала народа.

Еще в 2020 году в президент подчеркнул, что будут ускорены реформы, направленные на улучшение качества школьного образования с созданием достойных условий для учителей. В том же году был принят Указ президента «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана», в котором определили задачу — повышение в обществе роли и авторитета учителей и преподавателей их материальное стимулирование.

Повышенное внимание к учителю и поднятию уровня статуса профессии обусловливается рядом причин, среди которых неопределенность его положения в обществе, социального статуса и неудовлетворенность общества данной неопределенностью.

Несомненное благородное предназначение профессии учителя и гуманистическая роль в жизни каждого человека позволяют говорить о высоком предписанном статусе с точки зрения ценности и содержания труда. Но как же обстоят дела на самом деле? — задалась вопросом Турсунова.

Он отметила, что профессия учителей школ не является одной из востребованных. В первую очередь, это связано с зарплатой учителей, которая в условиях рыночной экономики является очень низкой ценой для людей, окончивших вузы. Часто учителями становятся те выпускники, которые не смогли найти другую высокооплачиваемую работу.

Еще одной проблемой является отношение родителей к учителям. Сейчас родители все более склонны обвинять во всех бедах самих учителей, защищая своих детей, даже если они не правы. Иногда в социальных сетях оскорбления учеников стараются маскировать под злоупотребления самих учителей. Стоит согласиться, что встречаются случаи неадекватного поведения и со стороны некоторых учителей, которые применяют недопустимую методику в своей профессиональной деятельности, — отметила Турсунова.

Как отметила доктор наук, в целом в обществе накопилось проблемы, которые необходимо решать на правовом уровне, с целью формированию в обществе привитие соответствующей культуры уважения и почитания учителей.

Она также указала, что большая работа сегодня уже проведена в вопросе социальной защиты учителей. Так, на сегодняшний день устранена проблема привлечения учителей, особенно в регионах к сбору хлопка, благоустроительным общественным работам и т.д.

Кроме того, учителям предоставили льготную ипотеку сроком на 20 лет для покупки квартир с трехлетним льготным периодом и процентной ставкой в первые пять лет — семь процентов годовых, а в последующем — в размере ставки рефинансирования ЦБ. Члены семьи педагогов могут рассчитывать на льготные кредиты для предпринимательской деятельности, организации теплиц, покупки крупного рогатого скота и птиц по программе «Каждая семья — предприниматель».

Работники системы народного образования могут получать потребительские кредиты для покупки автомобиля и на другие цели. Также новшеством стало денежное поощрение педагогов. Учителям, которые подготовили призеров региональных, республиканских и международных предметных олимпиад, выплачивают единовременные денежные премии от пяти до 50 МРЗП. А тех, кто внес вклад в развитие образования, и тех, кто получил государственные награды, обеспечивают льготными путевками в оздоровительные санатории.

Руководство страны для стимулирования труда педагогов стало полностью выплачивают пенсии работающим учителям. За последние несколько лет размер заработной платы увеличен в 2,5 раза. В свою очередь учителям, которые работают в отдаленных районах, выплачивают надбавку до 50 процентов.

Ответом со стороны государства на вопрос каким образом необходимо усилить статус учителя в обществе и сделать данную профессию привлекательной как раз и является закрепление в основном законе заботы о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте.

Таким образом, введение поправки в новую редакцию Конституции служит основанием для проведения коренного реформирования системы непрерывного образования Узбекистана, а профессию учителя сделать одну из самых авторитетных и уважаемых нашем в обществе, чтобы учителя в свою очередь заботились об образовании и воспитании подрастающего поколения, — заключила Турсунова.


Доктор исторических наук,

доцент кафедры «Политология» УМЭД

Ранохон Турсунова.

В других СМИ