Саидмурат Муратов — джазовый музыкант, автор проектов Jazzirama и IlkhomJazzClub.

В 2015 году он прошел стажировку на факультете джазовой и современной импровизации Мичиганского Университета (США) и стал выпускником программы обмена Alumni. Муратов также — лауреат Международных джазовых фестивалей, организованных в Ташкенте под эгидой ЮНЕСКО.

В авторском проекте NOVA24 «Сам на Сам» музыкант рассказал о своем пути, проблемах узбекского музыкального образования и о том, что нас ждет в будущем. Кто такой культурный человек и как им стать в реалиях современного Узбекистана — обо всем этом и о многом другом рассказывает Саидмурат Муратов в нашем новом экспериментальном выпуске. Вырезаем самые проблемные моменты из беседы с нашим гостем: образование, среда для развития и роль человека в культуре и культуры в человеке.


Муратов создал новшество в лице слияния узбекской этно-музыки и джаза, которое позже стало существовать под музыкальным брендом Jazzirama. Это новое звучание, которым на данный момент восхищаются многие иностранные представители индустрии и просто ценители музыки.

Однажды мне попались записи азербайджанских музыкантов, которые еще в 70-х годах совершили революцию с новым звучанием: они придумали джаз-мугам и их работа вдохновила меня на большой эксперимент с узбекской музыкой. Благодаря поддержке моих друзей процесс запустился и привел к тому уровню, где мы находимся сегодня.
На наших концертах, проводимых под эгидой ЮНЕСКО, собирался весь внешний дипломатический корпус Узбекистана. Они видели, что наша музыка — что-то новое, интересное и уникальное. Я начал имитировать узбекские интонации именно на саксофоне — это мой инструмент. Все были в восторге от услышанного.
Сегодня Jazzirama — это некоммерческий проект, мы собираемся по интересу и все, кто приходят к нам в команду, идут не за деньгами, а за участием в создании нового, все остальное — это приятный бонус, — рассказывает музыкант о своем авторском проекте.


С 2015 года в Узбекистане проводятся музыкальные джаз-фестивали, куда съезжаются представители направления со всего мира. Саидмурат — один из организаторов этого масштабного перформанса. 

Можно сказать, что за все эти годы существования фестиваля у нас, он произвел свою культурную революцию. Обычно его расписание растягивается на месяц, и в течение всего апреля (30 апреля — Международный день джаза, — прим.ред.) в Узбекистан приезжают музыканты из различных стран. Последний раз в программной таблице появились представители 18 стран, если не ошибаюсь. Надо сказать, что такое мероприятие позитивно повлияло на развитие джаза в стране. Я видел, как люди были заинтересованы этой музыкой: всегда был аншлаг, и это смотивировало многих студентов и опытных музыкантов продолжать работу над собой. Случился своего рода небольшой культурный взрыв.


Мы также спросили композитора, с какими проблемами сталкивается общество сегодня в музыкальном сфере. Саидмурат считает, что главные недочеты — это неверная расстановка приоритетов и отсутствие доступа к получению профессиональных знаний. Муратов рассмотрел широкий пласт музыкальной индустрии и назвал главную проблему нашей эстрады.

Беда заключается в том, что наши музыканты ориентированы исключительно на свадьбы. Они хотят заработать больше денег при минимальных усилиях. Этот уровень ресторанов и свадеб за рубежом является проходящим. Все мы знаем, что многие знаменитости выступали в пабах прежде, чем забраться на профессиональную сцену. Но не нужно забывать, что это всего лишь трамплин, у нас же он становится смыслом жизни — найти работу в ресторане, на свадьбе, получать доход и на этом все. Грубо говоря, это просто эксплуатация музыки в целях собственного обогащения. Если оценивать такую тенденцию по международным меркам, получается, что мы находимся на уровне колледжа, о высшем образовании речи не идет.
Я уверен, мы способны на большее, учитывая наш потенциал: богатое культурное наследие во всех сферах, даже в музыкальном плане. Кто-то должен учреждать премии, запускать конкурсы, организовывать фестивали, чтобы мы вытаскивали талантливую молодежь. Иначе она просто проиграет свой талант на свадьбе и потеряет все свои виртуозные навыки, годы жизни и в итоге вообще бросит профессию. Мы не должны позволить этому случиться. Сейчас положение печальное.


Мы дошли до самого важного аспекта, откуда растут ноги проблемы. Саидмурат Муратов высказался об отсутствии факультета джаза и рассказал о своих планах «реанимировать» направление.

Какой же все-таки парадокс появляется на фоне существования Международного джазового фестиваля: он у нас проводится вот уже пятый год подряд, но в Узбекистане до сих пор нет ни одного образовательного учреждения с джазовым факультетом. Это беда, и я считаю, что ситуация нуждается в помощи.
Я долго возмущался, но в итоге решил взять инициативу в свои руки. В этом году я поступил в магистратуру Ташкентской консерватории, чтобы через какое-то время я мог преподавать джаз в вузе. Хочу донести до нашего правительства, музыкальной элиты, что такой шаг жизненно необходим. Горько слышать, но Узбекистан является единственной страной в Центральной Азии, где нет джаза на образовательном уровне. Это все-таки культурная интеграция и вступление в мировое сообщество. Сегодня это просто мастхэв. Мы должны предоставить студентам возможность учиться. Самые известные университеты мира, имеющие факультет джаза, всегда забиты, желание обучаться этому жанру — велико. Джаз — престижное образование: музыкант, овладевший джазом в силу своей сложности, может играть любую музыку. Поэтому молодые кадры уезжают, потому что считают, что у джаза тут нет будущего, — добавил Муратов к существующим проблемам.


Музыкант ответил на вопрос о том, кто такой культурный человек сегодня и как им стать в рамках возможностей Узбекистана.

Культурный человек — это прежде всего внутреннее гармоничное наполнение. Это человек, не причиняющий страданий и беспокойств обществу. Если говорить более внешне — это личность, получающая образование, расширяющая свой кругозор и интересующаяся разными видами искусства. Он активно читает литературу, посещает культурные мероприятия и интересуется чем-либо в принципе.
Для культурного обогащения в Узбекистане нужно иметь определённую степень осознанности и выбиваться из общий тенденции — к примеру, слушать попсу, играющую из каждого утюга. Необходимо интересоваться чем-то более глубоким, развиваться не только как человек, но и как духовное существо. Наукой уже доказано, что мы не просто люди: за нашим телом стоит душа и мы должны копать глубже. Нужно найти то, что выбирает наше сердце и следовать его зову. Самое главное не бояться трудностей и перемен. Все это в совокупности поможет стать культурнее. Не обязательно куда-то ехать, у нас тут, в Ташкенте, происходит много всего интересного, — делится Саидмурат.

Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале. 

«САМ НА САМ» — авторский проект узбекистанского издания NOVA24.Мы изучаем уникальных людей из разряда «не такие, как все». Они — проводники: через них мы видим все подводные камни системы под названием Узбекистан. Откровения, проблемы, развитие.