Новый дизайн-код затронет старые здания — Генплан
Власти также объяснили положение с трамваями и перегрузкой дорог в «Новый Ташкент».
16 января начальник отдела по подготовке градостроительных документов Дирекции по строительству города «Новый Ташкент» Саидазим Шарипов рассказал об основных изменениях Ташкента, которые привнесет недавно утвержденный Генплан. Об этом сообщает корреспондент NOVA24.
По словам специалиста, нынешний Генеральный план Ташкента до 2045 года разработан с учетом международных стандартов и в упрощенной форме. Стоит отметить, что в настоящее время он опубликован только в виде документа, который описывает общий концепт, а также более 250 страниц географических координат. Подробные карты или так называемая цифровая платформа будет представлена общественности, но когда — Саидазим Шарипов ответить не смог.
Основными целями документа являются развитие инфраструктуры, транспортных и коммуникационных сетей, а также упорядочение и развитие недавно присоединённых территорий. Он также предусматривает организацию дополнительных 10 тыс га зелёных зон и зелёного пояса вокруг города. Это позволит увеличить площадь зелёных зон с 3 кв.м на человека до 8 кв.м. Доступность общественного транспорта доведут до 90%: из любой точки столицы можно будет добраться за 15 минут пешего шага до остановки.
По документу, столицу планируют разделить на три зоны: консервации, реконструкции и реновации. В зоне консервации обеспечат сохранность объектов культурного наследия, исторических мест, зданий и зеленых зон. В зоне реконструкции станет возможным дополнительное строительство на основе мастер-планов. В зоне реновации осуществят новое строительство на месте ветхого жилья и старых зданий и их ремонт.
Отдельный вопрос у жителей Ташкента — возвращение в столицу трамваев. Еще в октябре 2024 года министр транспорта Илхом Махкамов заявил, что проект трамваев в столице «не забыт» и будет реализован, однако конкретных сроков и планов пока нет. Власти до сих пор не провели экономическое обоснование трамваев, проект как таковой даже не в разработке. По проекту государственной программы власти в 2025 году все-таки планируют провести технико-экономическое обоснование для строительства трамвайной линии.
В Генеральном плане не говорится о возвращении трамваев в столицу. Саидазим Шарипов объяснил это тем, что документ предусматривает скоростной общественный транспорт: под это понятие попадает и трамвай, и метро, и метробусы. Некоторые улицы будут реконструированы таким образом, чтобы в центральной части дороги создать огражденную полосу движения для этого вида транспорта, однако, какого именно будет решать Минтранс. Это могут быть метробусы, привычные трамваи или современные колесные трамваи, внедрение которых хокимият Ташкента обсуждал с зарубежными партнерами.
После появления «Нового Ташкента» и переноса туда административных, правительственных зданий, а также создания там делового центра, часть города может столкнуться с осложнением ситуации на дорогах и пробками. К примеру, под удар попадает улица Махтумкули, которая и без того перегружена автомобилями.
Для решения вопроса с автомобильным движением в «Новый Ташкент» построили три тоннеля на пересечении улиц Новый Узбекистан и автомагистрали 4Р12. Это стало первыми шагами в развитии транспортной системы нового района столицы. Специалист заявил, что сейчас эти работы продолжаются, новые дороги и «дублеры», которые будут снимать нагрузку, отражены в Генеральном плане.
Наболевшими темами стали точечная застройка и отсутствие гармоничного облика города. Власти уже начали избавляться от надоедливых рекламных вывесок, вычурных плакатов и баннеров, которыми увешана столица. Вместе с этим хокимият Ташкента инициировал исследование образа жизни в махаллях, досуга горожан и культурных особенностей столицы для создания комплексного дизайн-кода города, который затронет все аспекты городского пространства: от оформления улиц и дворов до уличной мебели, навигации и общественных пространств.
Начальник отдела по подготовке градостроительных документов Дирекции по строительству города «Новый Ташкент» пояснил, что после разработки Генерального плана Ташкента началась работа по созданию дизайн-кода столицы.
В идеале город Ташкент помимо реконструкции, реновации и консервации будет делиться на подкатегории: многоквартирные дома старого фонда, новостройки, частный сектор и прочее, для каждой такой подкатегории мы подготавливаем требования по дизайн-коду, по облику и по объему строительства. Генплан указывает максимальный объём строительства в определенной зоне, чтобы, к примеру посреди махалли не появились многоэтажки, как грибы после дождя. Чтобы этого не произошло, разрабатывается следующий этап Генплана, отчасти там будет и дизайн-код, который предусмотрит архитектурные и градостроительные коды. Дизайн-код также затронет и уже существующие здания для сохранения общего облика в зоне.
Стоит напомнить, что разработка генплана обошлась в десятки миллиардов сумов. В концепт включен «Новый Ташкент», пригород станет 13 районом столицы, для него, как и для других районов, разработают отдельные генпланы на основе столичного.