«Мы открыли дороги, но не портал безответственности»: большой пеший соцопрос среди ташкентцев по поводу ношения масок
За два часа в соцопросе приняли участие около 50 человек.
В Ташкенте уже давно чувствуется атмосфера умиротворения и беззаботности относительно коронавируса: новых заражений меньше, город все больше живет так, будто опасного врага вовсе и нет. Многие люди ходят со спущенными масками, надевая её «для галочки», другие совсем отказались от нее, а третьи считают маску все еще первой необходимостью в эпидемию.
Во многом эта безмятежность оправдана: миновали июль и август, когда суточный прирост заражений приближался к семи сотням человек, что создавало угрозу коллапса и нехватки койко-мест для больных. На данный момент, согласно последним данным Минздрава, за 19 февраля по всей республике зарегистрировано 34 новых случая заражения, 21 из которых приходится на столицу. Вирус удается локализовать, а большинство заражений происходит от контакта с больными.
Что касается карантинных и ограничительных мер, то оснований и условий для их применения нет. Эпидемическая ситуация в стране стабильная.
<…>
В настоящее время наши граждане чувствуют себя намного свободнее из-за ослабления карантинных ограничений. Конечно, мы понимаем, что люди устали от различных запретов. Однако мы должны искать причину для ношения масок, а не поводы для отказа. Нынешняя стабильность может быть обманчива, — заявлял Заместитель руководителя Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Нурмат Отабеков.
А что же с масками?
Согласно докладу ВОЗ, вероятными преимуществами широкого применения масок являются:
- Снижение потенциального риска заражения при контакте с заболевшим в период заболевания, предшествующий появлению симптомов;
- Напоминание населению о важности соблюдения других мер (например, гигиена рук или воздержание от прикосновений к носу и рту). При этом маска может дать обратный эффект ложного чувства безопасности, в результате которого люди могут пренебрегать другими профилактическими мерами.
Указываются и следующие недостатки:
- Вероятность более высокого риска самозаражения вследствие прикосновения к маске и последующего касания глаз загрязненными руками, особенно при ложном чувстве безопасности;
- Вероятность самозаражения в случае, если влажную или загрязненную немедицинскую маску не заменяют. Данные условия благоприятствуют усилению активности микроорганизма;
- Возможность появления головной боли и (или) затруднения дыхания в зависимости от типа используемой маски. При частом применении на протяжении нескольких часов – вероятность появления поражений кожи, дерматита, вызванного раздражением, или обострение акне;
- Нечленораздельная речь и возможное ощущение дискомфорта.
Ношение маски действительно может помочь в прерывании передачи инфекции, но оно имеет смысл только при соблюдении всего комплекса мер и правил предосторожности. Но как выполнять эти правила в переполненном вагоне метро, к сожалению, не уточняется.
Личный опыт
Аномальная, странная, но не менее прекрасная теплая погода в середине февраля, подталкивала лишь на одно: скинуть с лица уже приевшуюся за почти годовой карантин маску и вдохнуть полной грудью, всецело наслаждаясь моментом.
Но, несмотря на искренность этого желания, его останавливает здравый смысл. Как бы не смягчались карантинные ограничения и не спадало количество новых заражений, маска остается элементом спокойствия за свое здоровье и кошелек, ведь ношение масок до сих пор является основным обязательным эпидемиологическим ограничением, за невыполнение которого может быть выписан штраф до 1,225 тысяч сумов. С этим я столкнулся лично в октябре, когда вышел из дома, оставив заветную маску дома. Итого: штраф в одну БРВ (223 тысячи) и стойкое чувство несправедливости. Обязывание распространяется лишь на наличие маски на ушах, а насколько она спущена и как тщательно выполняются другие необходимые меры предосторожности – никого не волнует.
Мои два часа в центре города, или как я проводил соцопрос
Фактор обязанности и побудил меня провести опрос среди жителей столицы, чтобы узнать их текущую точку зрения про символ двадцатых годов – маски. Для этой цели я отправился в центр города, чтобы встретить наибольшее количество людей. Основной дислокацией для поиска респондентов стал сквер Амира Тимура и прилегающий к нему Бродвей.
За два часа мне удалось опросить почти 50 человек. В опросе участвовали абсолютно случайные прохожие всех возрастов, с масками и без них. Что занятно, в абсолютном большинстве люди говорили практически схожие, во многом очевидные, но не менее верные слова.
- 72% респондентов заявили о неудобствах и усталости от ношения масок. Два человека подметили знойную жару, при которой ношение маски превращается в большую проблему, особенно для пожилых людей. Остальные 28% относятся к обязательному ношению маски как к необходимости, с которой нужно смириться, невзирая на неудобства.
- Радикальных позиций было мало. Всего два человека (4%) из 48 заявили о необходимости полностью отменить масочный режим, 8 человек (17%) отметили свое крайне негативное отношение к «безмасочникам».
- 79% же высказались за смягчение требований, выступая против обязательного ношения на открытом воздухе, сохраняя режим только в общественном транспорте, торговых центрах и других местах с большим скоплением людей.
Ниже предоставлены несколько более развернутых комментариев респондентов:
Я считаю, что при текущей обстановке расслабляться нельзя. Ношение масок должно оставаться обязательным в многолюдных общественных местах. Самое опасное, когда болеющий в легкой или бессимптомной форме человек, не подозревающий о заражении вирусом, ходит без маски мимо людей, распространяя среди них инфекцию.
Я стараюсь носить маску всегда, за исключением безлюдных мест. Усталости носить маску у меня нет, но это, безусловно, неудобно, — Владислава, 21 год.
Ношу маску везде обязательно, этого требует время. Заражений от того и становится меньше, что люди в масках ходят, оберегаясь от вируса. А люди, которые ходят без масок – безответственные, подвергают рискам себя, своих родителей, близких людей. Таких нужно наказывать финансово. Усталости от ношения нет, это ведь закон, правило, с этим нужно жить, — Бахром, 44 года.
Маски потеряли свою актуальность, в них нет никакой необходимости. Вы зайдите в общественный транспорт, посмотрите, что там творится, какая маска? Людям давно уже все равно, если в метро милиционеры еще просят маску надеть, то в автобусах обычно никому и дела нет. Нужно отменить обязательное ношение маски. Скоро лето, зной, дышать и так нечем будет, а в масках более старое поколение совсем задохнется, — Артур, 23 года.
Я очень сильно устала, уже год все к этому вирусу и сводится, терпения уже не осталось. Думаю, что пора отменять это все, маски тоже, без них было бы куда легче. Очень неудобно в них ходить, но приходится надевать, куда денешься? — Наталья, 75 лет.
Я ношу маску за исключением мест немноголюдных. Моё мнение, ношение масок должно стать делом добровольным, кроме общественного транспорта и подобных мест с большой концентрацией народа, там маска должна оставаться обязательно. Усталость, конечно же, есть, не только от маски, но и от всей этой ситуации с вирусом в целом, — Константин, 39 лет.
Коронавирус до сих остается одним из главных препятствий для развития как нашей страны, так и стран мира в целом. Никто не отменял карантинных правил, хоть и были сняты ограничения в виде работы общественного транспорта, общепита и культурных мероприятий. Мы открыли дороги, но не портал безответственности.
Подготовил: Даниил Листвин