В Париже покажут коллекцию из музея Савицкого
На выставке представят экспонаты изобразительного и прикладного искусства.
22 ноября в Институте арабского мира в Париже откроют выставку уникальных произведений народно-прикладного искусства Узбекистана, созданных в период с середины XIX — начала XX века.
Основу выставки составят экспонаты из нукусского Государственного музея искусств имени Игоря Савицкого. Среди них произведения традиционного декоративно-прикладного искусства каракалпакского народа и живописные произведения художников, входящих в золотой фонд туркестанского авангарда.
Подбор экспонатов для выставки осуществляйся совместно сотрудниками музея и французскими коллегами.
На выставке представят тобелик — традиционный головной убор каракалпакской женщины в XVII-XVIII веках. Тобелик имеет цилиндрическую форму, собранную из серебряных пластин с вставками из кораллов и бирюзы. Считается, что он служил дополнительным украшением, своеобразной короной, которая надевалась на саукеле — свадебный головной убор.
Также представят кимешеки — женский национальный головной убор. Кимешек полностью покрывает голову, в то время как лицо остаётся открытым. Он отдаленно напоминает капюшон. Замужние женщины носили кимешеки определённых цветов, тем самым подчёркивая свой статус.
Кроме того, посетители смогут посмотреть на аребеки — небольшие носовые кольца. Они делались из золота и украшались спиралевидными завитками, мелкими бирюзовыми и коралловыми бусинами. Аребеки носили в правом крыле носа молодые каракалпакские женщины, и больше на территории Узбекистана эти украшения нигде не встречаются. Если провести параллели, то их можно признать аналогом современного пирсинга.
Среди отобранных картин присутствуют полотна Урала Тансыкбаев, Виктора Уфимцева, Надежды Кашиной. Есть картины Александра Волкова, Алексея Исупова. Несмотря на неповторимую манеру письма каждого из них, все картины вдохновлены и объединены одной тематикой — Востоком и его колоритом.
На картине Николая Карахана «Чайхана у хауза под карагачами», зритель сразу же может понять, как одевались и как отдыхали люди того времени, их быт, окружающую природу.
Картина «Восточный мотив» Виктора Уфимцева, уроженца Сибири, представляет собой свободную модернистскую стилизацию мусульманской миниатюры, на которой воспроизведена классическая пиршественная сцена. На картине изображены две отдыхающие женщины, к которым движется мужчина с сосудом.
Вся коллекция музея имени Савицкого призвана раскрыть всё разнообразие, самобытность и очарование восточной культуры и Узбекистана в частности. Символично, что выставку представят в Институте арабского мира в Париже. Это ещё раз доказывает, что Запад и Восток могут прекрасно сосуществовать и обогащать друг друга.