Почти два года длится глобальный дефицит электронных чипов, который оказывает существенное негативное влияние на автомобильную промышленность по всему миру.
Современные сложные высокотехнологичные микросхемы и микропроцессоры имеют критическую важность для экономики и жизнедеятельности. В одном современном автомобиле может использоваться до ста микропроцессоров.
При этом производство полупроводников и микрочипов — очень высококонцентрированное производство. Тайваньская компания TSMC обеспечивает около 54% мировых потребностей в микросхемах. На втором месте с гигантским отставанием располагается корейская Samsung Electronics (доля рынка — 17%), на третьем — другая тайваньская компания UMC (7%).
Пять крупнейших производителей чипов в сумме занимают 85% этого рынка, поскольку сложное и наукоемкое производство таких элементов окупается только при очень больших тиражах продукции — и только таким образом достигается низкая себестоимость одного чипа.
Дефицит полупроводников в конце 2020 года был спровоцирован совпадением во времени нескольких неблагоприятных факторов:
- локдауны из-за пандемии коронавируса приводили к внеплавновым простоям заводов по производству полупроводников;
- в 2020 году резко вырос спрос на ноутбуки и другую электронную технику для удаленной работы, хотя участники рынка, наоборот, ожидали падения продаж;
- в октябре 2020 года случайный пожар остановил крупное производство полупроводников Asahi Kasei в Японии;
- в 2021 году ситуация усугубилась из-за засухи на Тайване, а ведь для производства чипов нужно большое количество сверхчистой воды.
Ожидания, что в 2022 году острота кризиса ослабнет также не оправдались. Из-за конфликта России и Украины необходимый для производства микрочипов неон подорожал в шесть раз, поскольку Россия и Украина являются крупнейшими поставщиками этого инертного газа на мировой рынок.
Одновременно возник риск резкого подорожания палладия в связи с антироссийскими санкциями — этот металл используется в некоторых компонентах чипов, а Россия поставляет на мировой рынок 40% палладия.
По оценкам Goldman Sachs, автопром является наиболее пострадавшей из-за дефицита полупроводников отраслью экономики.
По состоянию на август 2022 года мировое недопроизводство автомобилей из-за нехватки электронных компонентов составило в сумме 13 млн машин.
Toyota Motor с начала 2022 года ежемесячно внепланово на несколько дней останавливает свои автосборочные конвейеры в Японии.
С июля 2022-го Toyota временно не принимает заказов на одну из своих флагманских моделей — рамный внедорожник Land Cruiser 300. Очередь на него в некоторых комплектациях достигла четырех лет.
В последние месяцы мировые автоконцерны выстраивают прямые отношения с производителями полупроводников. Прежде они не взаимодействовали, поскольку микрочип — это только компонент электронных узлов, хотя и ключевой. GM, Volkswagen, Ford, Nissan и другие компании договариваются напрямую с производителями микросхем о резервировании крупных объемов полупроводников для своих нужд.
В России основная острота дефицита полупроводников в автопроме пришлась на период март 2021 — февраль 2022 года. Недовыпуск автомобилей за прошлый год по этой причине АВТОВАЗ оценивал в 100 тысяч единиц.
С марта 2022-го из-за санкционного давления на РФ предприятия автопрома потеряли доступ к целому ряду иностранных компонентов — таким образом, нехватка электронных микросхем перестала быть основной проблемой для российского автопрома, а стала лишь одной из многих.
В Узбекистане последовательную борьбу с дефицитом электронных компонентов ведёт UzAuto Motors, для чего применяют как менеджерские приёмы, так и введение дополнительных рабочих смен, чтобы собирать автомобили при поступлении деталей и в выходные дни. Компания поставила задачу по насыщению внутреннего рынка Узбекистана.
По прогнозам экспертов, мировой дефицит чипов может завершиться не ранее, чем в конце 2023-го — начале 2024 года.



























