Выяснилось, когда может закончиться мировой дефицит чипов
Кризис сильно ударил по производству автомобилей.
Почти два года длится глобальный дефицит электронных чипов, который оказывает существенное негативное влияние на автомобильную промышленность по всему миру.
Современные сложные высокотехнологичные микросхемы и микропроцессоры имеют критическую важность для экономики и жизнедеятельности. В одном современном автомобиле может использоваться до ста микропроцессоров.
При этом производство полупроводников и микрочипов — очень высококонцентрированное производство. Тайваньская компания TSMC обеспечивает около 54% мировых потребностей в микросхемах. На втором месте с гигантским отставанием располагается корейская Samsung Electronics (доля рынка — 17%), на третьем — другая тайваньская компания UMC (7%).
Пять крупнейших производителей чипов в сумме занимают 85% этого рынка, поскольку сложное и наукоемкое производство таких элементов окупается только при очень больших тиражах продукции — и только таким образом достигается низкая себестоимость одного чипа.
Дефицит полупроводников в конце 2020 года был спровоцирован совпадением во времени нескольких неблагоприятных факторов:
- локдауны из-за пандемии коронавируса приводили к внеплавновым простоям заводов по производству полупроводников;
- в 2020 году резко вырос спрос на ноутбуки и другую электронную технику для удаленной работы, хотя участники рынка, наоборот, ожидали падения продаж;
- в октябре 2020 года случайный пожар остановил крупное производство полупроводников Asahi Kasei в Японии;
- в 2021 году ситуация усугубилась из-за засухи на Тайване, а ведь для производства чипов нужно большое количество сверхчистой воды.
Ожидания, что в 2022 году острота кризиса ослабнет также не оправдались. Из-за конфликта России и Украины необходимый для производства микрочипов неон подорожал в шесть раз, поскольку Россия и Украина являются крупнейшими поставщиками этого инертного газа на мировой рынок.
Одновременно возник риск резкого подорожания палладия в связи с антироссийскими санкциями — этот металл используется в некоторых компонентах чипов, а Россия поставляет на мировой рынок 40% палладия.
По оценкам Goldman Sachs, автопром является наиболее пострадавшей из-за дефицита полупроводников отраслью экономики.
По состоянию на август 2022 года мировое недопроизводство автомобилей из-за нехватки электронных компонентов составило в сумме 13 млн машин.
Toyota Motor с начала 2022 года ежемесячно внепланово на несколько дней останавливает свои автосборочные конвейеры в Японии.
С июля 2022-го Toyota временно не принимает заказов на одну из своих флагманских моделей — рамный внедорожник Land Cruiser 300. Очередь на него в некоторых комплектациях достигла четырех лет.
В последние месяцы мировые автоконцерны выстраивают прямые отношения с производителями полупроводников. Прежде они не взаимодействовали, поскольку микрочип — это только компонент электронных узлов, хотя и ключевой. GM, Volkswagen, Ford, Nissan и другие компании договариваются напрямую с производителями микросхем о резервировании крупных объемов полупроводников для своих нужд.
В России основная острота дефицита полупроводников в автопроме пришлась на период март 2021 — февраль 2022 года. Недовыпуск автомобилей за прошлый год по этой причине АВТОВАЗ оценивал в 100 тысяч единиц.
С марта 2022-го из-за санкционного давления на РФ предприятия автопрома потеряли доступ к целому ряду иностранных компонентов — таким образом, нехватка электронных микросхем перестала быть основной проблемой для российского автопрома, а стала лишь одной из многих.
В Узбекистане последовательную борьбу с дефицитом электронных компонентов ведёт UzAuto Motors, для чего применяют как менеджерские приёмы, так и введение дополнительных рабочих смен, чтобы собирать автомобили при поступлении деталей и в выходные дни. Компания поставила задачу по насыщению внутреннего рынка Узбекистана.
По прогнозам экспертов, мировой дефицит чипов может завершиться не ранее, чем в конце 2023-го — начале 2024 года.