Что нужно энергосистеме Узбекистана, чтобы встать на ноги?
Без необходимых изменений будет расти финансовое бремя и потери бюджета.
Энергетическая система Узбекистана нуждается к переходу к рыночной экономике, чтобы она могла встать на ноги. В отрасль необходимо внедрять рыночные механизмы для стабилизации электроснабжения населения.
Выделение субсидий системе электроснабжения и газоснабжения и предоставление крупных льгот приведет к увеличению финансового бремени и дефициту бюджета в стране.
Электроэнергия и природный газ продаются по цене ниже, чем затраты на их производство и доставку, расходы покрывают из бюджетных средств. Когда на это не хватает денег, компании отрасли финансируются за счет заемных средств банка. Благодаря этому потребителям предоставляются государственные субсидии.
На эти цели в 2021 и 2022 финансовых годах выделили более 6 трлн сумов. Однако в 2023 году предполагается, что население получит субсидии на электроэнергию и природный газ более чем на 14 трлн сумов. Эти средства направили на покрытие расходов производителя.
Государство, с другой стороны, поставляет электроэнергию и природный газ населению по доступной цене. Разницу компенсируют за счет бюджетных средств, а также системных организаций. Из-за такой ситуации большинство системных организаций заканчивают финансовый год с большими убытками.
В таком случае нет возможности провести соответствующие работы по модернизации на местах. Даже замена сгоревшего или вышедшего из строя оборудования, обновление отключенных электрических сетей становятся затруднительными. Если это будет продолжаться и дальше, то выделяемые субсидии будут иметь плачевные экономические последствия.
В результате оптимизирования цен для покрытия затрат на производство и поставку свет и газа ожидается:
- прекращение выделение основной части субсидий;
- сокращение дефицита бюджета;
- внедрение механизмов рыночной экономики;
- устранение перебоев в доставке энергоресурсов потребителям;
- проведение институциональных реформ, направленных на обеспечение участия частного сектора в энергетической системе;
- при приватизации системы распределения энергии можно будет избежать потерь в системе;
- модернизация существующих сервисных и технических помещений;
- увеличение объема производства электроэнергии и газа;
- улучшение качества электроснабжения и подачи газа;
- повышение показателей эффективности;
- в результате успешной макроэкономической стабилизации смягчится влияние цен на инфляцию.
Стоит напомнить, что новые тарифы для населения на газ и свет могут появиться весной 2024 года, если к этому времени энергосистему страны успеют модернизировать. Дифференцированные тарифы для юридических лиц вступят в силу уже с 1 октября.