За последние пять лет в Узбекистане приняли 95 Указов и постановлений Президента, 222 постановления Кабмина в сфере образования.

Ежегодно большая часть госбюджета выделяется на соцрасходы, в том числе для образования и науки. В 2021 году только на финансирование работ по проектированию, строительству (реконструкции) и оснащению детских садов, школ, колледжей, техникумов и вузов из бюджета страны выделили более 2,8 миллиардов сумов.


Дошкольное образование

Самым важным достижением Узбекистана в сфере образования последних лет является, несомненно, создание качественно новой системы дошкольного образования. 16 декабря 2019 года принят отдельный Закон «О дошкольном образовании и воспитании». В целях создания эффективной системы государственного управления, расширения сети и укрепления материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений образовано Министерство дошкольного образования.

Партии предлагают расширить охват детей дошкольным образованием. Так, Социал-демократическая партия «Адолат» и Экологическая партия Узбекистана предлагают довести охват до 100 процентов, причем партия «Адолат» предлагает охватить дошкольным образованием детей, начиная с двухлетнего возраста.

Либерально-демократическая партии Узбекистана планирует достичь 80-процентного охвата дошкольным образованием за счет создания более 7000 детских садов.

Народно-демократическая партия Узбекистана предлагает открыть во всех населенных пунктах дошкольные образовательные учреждения, обеспечить детей здоровым питанием. Следует отметить, что данные предложения не обоснованы с финансовой стороны, кроме того не указаны конкретные механизмы достижения целей. Обеспечивает ли само по себе создание детских садов во всех населенных пунктах охват дошкольным образованием? Насколько реальна возможность полного охвата дошкольным образованием в Узбекистане в ближайшие пять лет?

НДПУ, УзЛиДеП и Демократическая партия «Миллий тикланиш» обращают внимание на взаимосвязь дошкольного и школьного образования посредством охвата обязательной подготовкой детей в возрасте 6 лет к начальному образованию. При этом НДПУ и «Миллий тикланиш» указывают на бесплатность этой системы, в то время как УзЛиДеП сторонник активного использования государственно-частного партнерства. Также УзЛиДеП конкретизирует срок реализации инициативы (конец 2024 года). В отличие от НДПУ и УзЛиДеП со стороны «Миллий тикланиш» отдается приоритет госфинансированию детских садов наряду с существующей системой частных детских садов.

«Адолат» также предлагает сделать систему госдошкольного образования бесплатной.


Школьное образование

В стране действуют 9942 общеобразовательных школ, в которых обучаются 611940 учеников. Созданы школы нового типа и качественно нового уровня, в частности, Президентские, творческие и специализированные школы. Следует отметить, что в настоящее время по направлению математики созданы 112, физики – 14, химии и биологии – 87, информатики и информационно-коммуникационных технологий – 99, иностранных языков – 207 специализированных школ.

В рамках проекта «Современная школа» в 2020-2022 годах планируется строительство 48 новых школ, в 748 школах будут осуществлены реконструкция и капитальный ремонт по всей республике, в частности в отдаленных районах и селах. На это планируется выделить более 4 триллиона сумов. В целом, реформы народного образования поднимают на качественно новый уровень духовно-нравственное и интеллектуальное развитие подрастающего молодого поколения.

Предложения большинства кандидатов в этом направлении связаны с приоритетными направлениями партий.

НДПУ указывает на образование лиц с инвалидностью, дальнейшее развитие в отдаленных сельских населенных пунктах сети предназначенных для детей учреждений культуры и спортивных сооружений, центров «Баркамол авлод», школ музыки и искусства.

НДПУ, имея статус «народной» партии и будучи сторонником обеспечения равного доступа к качественному образованию всем слоям населения, должна была уделить внимание комплексному улучшению народного образования, подойти системно к решению имеющихся проблем, а именно в виде программы по развитию общего среднего образования.

В этом плане можно привести пример предложение кандидата от УзЛиДеП о внедрении Госпрограммы развития школ, предусматривающей строительство новых школ и увеличение количества частных школ, создание мест для 1,2 млн человек.

«Адолат» предлагает создать Научно-исследовательский институт по учебникам. Аналогичная функция выполняется Республиканским центром образования при Министерстве народного образования. Создание подобного института подразумевает объединение в рамках одной научной структуры специалистов по всем предметам, что потребует наличия соответствующего штата ученых и специалистов. Возложение функций на один институт создает предпосылки для конфликта интересов, не позволяет в полной мере обеспечить здоровую конкуренцию. В этом плане следует задуматься о сохранении положительных аспектов действующей системы конкурсного отбора авторов.

УзЛиДеП указывает на полный пересмотр учебных программ и учебников на основе передового зарубежного опыта в срок до 2026 года. Указанные предложения партий следует реализовать в рамках осуществляемой Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. К вопросам подготовки качественной учебной литературы следует подойти последовательно, в связи с чем следует быстрее принять Национальную учебную программу.

Будучи «зеленой», Экологическая партия предлагает широкое внедрение принципов экологического образования и воспитания на всех этапах непрерывного обучения, повышение уровня экологических знаний молодежи. Формирование экологической культуры и образования — построение комплексной системы непрерывного экологического образования населения отражены в Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года.

Предложение Экологической партии направлено на реализацию задач, указанных в Концепции. В странах Европы и Северной Америки партии «зеленых» подходят к системе образования комплексно, считая ее ключом к обновлению и модернизации общества. В связи с этим, Экологической партии следовало бы шире проанализировать недостатки и барьеры по повышению уровня экологических знаний молодежи, что позволило бы более четко и конкретно раскрыть свои инициативы.

Вызывают несколько вопросов предлагаемая «Миллий тикланиш» единая система «Семья — детский сад — школа», охватывающая период с рождения ребенка до окончания общеобразовательной школы. Трудно определить, означает ли эта система комплекс каких-либо мероприятий, правил или объединение детского сада и школы в единое учреждение. Непрерывность образования обеспечена и гарантирована нормами Закона Республики Узбекистан «Об образовании», в которых прямо указано, что система образования является единой и непрерывной. Поэтому, партии и ее кандидату следовало бы внести ясность в свои предложения для правильного понимания сути и содержания предлагаемой системы, проводить разъяснительные работы среди населения в ходе избирательной кампании.


Высшее образование

Серьезные реформы осуществляются в высшем образовании. За последние пять лет совместно с ведущими зарубежными вузами было создано 67 новых университетов, институтов и филиалов, общее количество вузов составило 144, охват высшим образованием увеличился в 3 раза – с 9 до 28 процентов. С 2021/2022 учебного года начал функционировать университет «Новый Узбекистан».

Основная часть предложений НДПУ и «Адолат» в этой сфере напрямую связана с господдержкой. Они предлагают законодательно закрепить и практически внедрить механизмы регулирования бесплатного получения высшего образования, поддержки получения образования одаренными детьми из малообеспеченных семей.

Особую дискуссию вызывает «радикальное» предложение «Адолат» о полной отмене квот на высшее образование. Отмена квот на высшее образование, хотя выглядит привлекательной, по сути и содержанию может отразиться на состязательности и здоровой конкуренции между вузами, привести к проблемам при проведении конкурса на поступление. В свою очередь, квоты приема напрямую зависят от возможностей вузов для качественного обучения студентов. Следовательно, резкая отмена квот может оказать негативное воздействие. При этом ведется планомерная работа по расширению охвата высшим образованием.

Своей конкретностью по охвату высшим образованием отличаются предложения УзЛиДеП и Экологической партии. УзЛиДеП стремится охватить высшим образованием до 50% молодежи, одновременно добиваясь повышения качества образования, в то время как Экологическая партия указывает на охват в 40%.

За последующие пять лет УзЛиДеП намерена довести количество частных вузов минимум до 50. Данная инициатива действительно имеет большую перспективу. Такие престижные вузы, как Гарвардский, Стенфордский, Пристонский университеты являются частными. В Великобритании 74% известных судей, 51% успешных журналистов, 61% известных и высокооплачиваемых докторов получали образование в частных университетах, требования к которым являются не менее высокими, чем к государственным вузам. Это показывает эффективность негосударственного сектора в сфере высшего образования. Партией также рассматривается вопрос о поэтапном установлении размеров оплаты труда и численности работников, стоимости контракта и формы обучения государственными вузами. При этом, на наш взгляд, возможная реализация этих предложений должна быть осуществлена в рамках Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, в которой помимо этого указываются меры по вхождению вузов страны в рейтинги международно признанных организаций, обеспечению академической самостоятельности вузов.

Экологическая партия отличается своей обобщенностью. Кандидат от партии предлагает расширить подготовку квалифицированных кадров в области экологии и охраны окружающей среды. Сегодня подготовка кадров с высшим образованием в этой сфере осуществляется в бакалавриате 27 вузов, магистры подготавливаются в 12 вузах. В частности, квота в бакалавриат составила 950 мест, при этом все квоты выделены в рамках одного направления – «Экология и охрана окружающей среды». Такой однобокий подход является одной из существенных проблем, в связи с чем на это обратила свое внимание Экологическая партия.

В целом, независимо от исхода выборов, победившая партия и ее кандидат должны учитывать преимущества инициатив других партий, реализовать научно и экономически обоснованные предложения во благо процветания Узбекистана.


Расулев Абдулазиз Каримович,

заместитель директора Института правовой политики при

Минюст, доктор юридических наук, профессор.


 Хужаев Шохжахон Акмалжон угли,

заведующий кафедрой  ТГЮУ,

доктор философии по юридическим наукам.