NOVA24 LIVE
На подстанции «Чарвак» произошла неисправность: тысячи потребителей остались без света

Названы причины повышения цен на бензин в Узбекистане

NOVA24.uz также узнала, что АМК предложило для стабилизации стоимости бензина на рынке.

Названы причины повышения цен на бензин в Узбекистане

16 ноября на пресс-конференции в АИМК зампредседателя Антимонопольного комитета Фаррух Карабаев обозначил причины, из-за которых повысились цены на бензин в Узбекистане. Об этом сообщает спецкорреспондент NOVA24 Ригина Маджитова.

По его словам, это связано с высокой потребностью внутреннего рынка и неудобной конъюнктурой мирового рынка.

К примеру, годовое требование к бензину за последние 2 года увеличился с 1,1 млн тонн до 1,3 млн тонн. И это не могло не сказаться на росте цен. Если взять мировую конъюнктуру, то повышение стоимости эталонной марки нефти Brent было на 53%, а у нас повышение было еще больше. Частично при производстве бензина марки АИ-80 используется импортное сырье, но в основном это нужно для высокооктановых марок бензина, — объяснил Фаррух Карабаев.

Так, с начала 2021 года средняя недельная цена бензина АИ-80 увеличилась с 5 700,2 тысяч сумов до 9 887,7 тысяч сумов за тонну, или на 73,5%. Основная часть бензина этой марки (84%) приходится на Бухарский НПЗ. С начала года стартовая цена на бензин этой марки увеличилась в среднем на 79,3% и составила 10 375 тысяч сумов за тонну продукции.

По результатам открытых биржевых торгов разница между стартовой и биржевой ценами на бензин АИ-80 в среднем не превышала 1%. То есть бензин продавался по начальной цене практически во время биржевых торгов.

Как отметил Фаррух Карабаев, за последние 2 года импорт бензина также увеличился, в 2020 году он составил 188 тысяч тонн, а за 10 месяцев 2021 года — 221 тысяч тонн. 154 млн тонн бензина марки АИ-92 было импортировано.

Замглавы АМК пояснил, что 76% выпущенного бензина приходится на Бухарский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), 10% — на Ферганский, остальные 14% приходятся на других мелких производителей.

В октябре ежедневные продажи бензина составляли 4,5 тысячи тонн, а в ноябре показатель упал до 2 400 тонн, то есть сократилось предложение. И это привело к росту цен на рынке. НПЗ выставлял на бирже лоты не менее 60 тонн, в норме железнодорожного вагона, что ограничило работу субъектов малого предпринимательства. За счет того, что крупные компании имели возможность хранения в больших объемах бензин и своих финансовых ресурсов, это стало преимуществом для них и повлияло на цены, — сказал он.

АМК дала инструкции всем производителям для стабилизации цен:

  • обеспечить бензином марки АИ-80, ежедневный выпуск которого будет не менее 3 тысяч тонн в день;
  • выставлять на биржу минимум 20% бензина Аи-80 лотами объёмом не более одной тонны, включая вырабатываемый «Узбекнефтегазом» бензин на давальческой основе из местного сырья
    доставлять бензин покупателям небольших лотов (не более 1 тонн бензина) через ближайшие к ним нефтебазы;
  • будет ограничен предельный объём бензина, реализуемого одному покупателю в рамках одной торговой сессии: для крупных лотов — 120 тонн, маленьких лотов — 10 тонн.

Также стало известно, что с 2022 года Узбекистан начнёт поэтапный отказ от бензина АИ-80. NOVA24.uz узнала, что заменит данную марку топлива.

В других СМИ