Мошенники стали чаще оформлять кредиты на имя узбекистанцев
Специалисты рассказали о причинах роста преступлений в этой сфере и дали рекомендации.
В 2024 году Омбудсман по правам человека получил более 6 тыс обращений, связанных с нарушением экономических прав. Об этом 28 января сообщили в пресс-службе ведомства.
Из общего числа жалоб 9% касались мошенничества. Заметно выросло количество ситуаций, когда на имя граждан, используя их персональные данные, оформляются кредиты в банках. Если в 2023 году зарегистрировали 110 случаев, то в 2024 году их число увеличилось на 42%.
Мошенники, представляясь сотрудниками компании «Click» или Центрального банка, использовали персональные данные граждан для оформления онлайн-кредитов. Иногда на имя одного человека оформляли от пяти до шести кредитов в разных банках.
При таких случаях следственные органы отправляют коммерческим банкам предписания о том, что граждане не пользовались кредитами, их признали потерпевшими, а начисление процентов и взыскание задолженности следует приостановить до выявления виновных.
По закону такие предписания и решения следователей обязательны для исполнения, однако банки продолжают требовать оплаты долгов даже от пострадавших граждан. Омбудсман подал пять исков в суды по гражданским делам и по ним кредитные договоры признали недействительными.
Одному из пострадавших удалось добиться возврата средств и компенсации морального вреда. Рост числа таких случаев эксперты связывают с недостаточной внимательностью граждан, слабым уровнем экономической грамотности и незнанием основ информационной безопасности.
Одним из положительных шагов стало введение временного порядка Центральным банком, направленного на предотвращение подозрительных операций с банковскими картами при оформлении онлайн-кредитов, который действует с 1 ноября 2024 года по 1 апреля 2025 года.
Согласно данным Центрального банка, в 2024 году мошенники нанесли гражданам материальный ущерб почти на 15 млрд сумов через 463 случая оформления онлайн-кредитов. Чтобы защититься от мошенничества, важно соблюдать следующие рекомендации:
- никогда не разглашайте свои персональные данные, такие как паспортная информация, номера банковских карт и PIN-коды;
- не отправляйте свои данные через социальные сети или незнакомым людям;
- не передавайте никому пароли, коды подтверждения или данные для входа в банковские приложения;
- не загружайте файлы, документы или ссылки, полученные через электронную почту или социальные сети, от неизвестных отправителей — они могут содержать вирусы или вредоносные программы;
- не отвечайте на звонки и видеозвонки с незнакомых, особенно иностранных номеров;
- если кто-то представляется сотрудником банка или другой организации, уточните информацию через официальные каналы.
Ранее сообщалось, что узбекистанцы стали чаще брать кредиты. Специалисты провели анализ финансовой доступности в стране.
В России года 3-назад обязали Банков всех мастей, защитить народа от мошенников.! Случай чего, Банки оплатят ущерб своих клиентов.! А у нас что колхоз.?))
Необходимо обязать банки при выдаче кредитов гражданам,их личное присутвие,а не виртуальное!
значит плохо налажено дело по обеспечении безопасности клиентов в банках Узбекистана !