Узбекистанцы стали чаще брать кредиты
Специалисты провели анализ финансовой доступности в стране.

Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) провели анализ уровня финансовой доступности в Узбекистане за 2021–2024 годы.
По определению Всемирного банка, финансовая доступность — это предоставление базовых услуг, отвечающих потребностям населения и малого бизнеса. В Узбекистане провели реформы по расширению использования финансовых услуг населением. Это также видно в постановлениях президента:
- от 23 марта 2018 года № ПП-3620 «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг»;
- от 23 июля 2019 года № ПП-4400 «О мерах по повышению доступности микрофинансовых услуг»;
- а также в Национальной стратегии повышения доступности финансовых услуг на 2021–2023 годы.
По основным итогам за 2021–2024 годы, вырос вклад населения в банках. К 1 декабря 2024 года остатки депозитов в национальной валюте увеличились в 4,1 раза по сравнению с началом 2021 года (с 21,4 трлн сумов до 86,7 трлн сумов), а в иностранной валюте — в 2,6 раза (с 993,3 млн долларов до 2,6 млрд долларов).
Доля доходов населения, направляемая на сберегательные и срочные депозиты, выросла с 4,7% в 2021 году до 8,6% к концу 2023 года. Объем кредитов, выданных населению коммерческими банками, также значительно вырос:
- общий объем за январь–ноябрь 2024 года увеличился в 2,6 раза (с 36,1 трлн сумов в 2021 году до 93,4 трлн сумов);
- объем потребительских кредитов вырос в 1,9 раза (с 8,9 трлн сумов до 16,9 трлн сумов);
- объем микрозаймов — в 4,5 раза (с 9,1 трлн сумов до 40,7 трлн сумов);
- объем ипотечных кредитов — в 1,8 раза (с 8,1 трлн сумов до 14,8 трлн сумов).
Далее расширился охват банковских услуг. Так по состоянию на декабрь 2024 года в сравнении с январем 2021 года:
- количество банковских сервисных центров увеличилось в 1,4 раза (с 1 222 до 1 759);
- число пунктов самообслуживания (24/7) выросло в 3 раза (с 1 452 до 4 409);
- количество небанковских кредитных организаций увеличилось в 1,5 раза (с 128 до 190);
- число установленных банкоматов и инфокиосков возросло в 2,5 раза (с 11,8 тыс до 29,7 тыс);
- количество банковских карт увеличилось в 2,2 раза (с 25,8 млн до 56,9 млн).
Число пользователей дистанционных банковских услуг увеличилось в 1,6 раза, достигнув 46,9 млн человек в ноябре.
Объем страховых премий в 2023 году вырос на 30% по сравнению с 2022 годом, а за 9 месяцев 2024 года рост составил 13%. Количество страховых договоров увеличилось на 26,7% в 2023 году и на 10,5% за первые 6 месяцев 2024 года.
Напомним, что госбанкам поручили найти миллиард долларов на кредиты для развития бизнеса. Граждане открыли десятки тысяч компаний на кредитные деньги.
Материалы по теме:











