Стикеры на автомобили: Помогут ли новые ограничения улучшить качество воздуха в Узбекистане?
Разбираем новые меры с классификацией машин и цены на их регистрацию.
29 марта правительство утвердило программу «Экологичный транспорт» до 2030 года, её начнут реализовывать с 1 июня. Первый этап охватит Ташкент, власти планируют полностью внедрить систему до 2026 года. Следом, до 2028 года, та же участь настигнет Нукус, областные центры. На третьем этапе систему расширят на весь оставшийся Узбекистан.
Территорию разделят по мере загрязнения воздуха на красные, желтые и зеленые зоны, либо на чистые, средние и вредные. По идее, они будут динамичные, границы смогут менять хокимияты на местах. Водителей будут «клеймить» соответствующими экологическими стикерами, которые будут клеить на лобовое стекло. Условный водитель с «красным» стикером не сможет заезжать в желтую и зеленую зоны.
Какое будет наказание за такие эконарушения, или если вообще игнорировать всю историю со стикерами, — пока неизвестно. Закон с введением ответственности разработают до 1 декабря. Тем не менее, Минэкологии и МВД уже поручено создать условия для контроля и фиксации нарушений.
Раздавать стикеры будут бесплатно после добровольного прохождения диагностики, либо при регистрации или перерегистрации автомобиля. В этом есть сразу две проблемы: бесплатными они будут ограниченное время, в Ташкенте — до 27 года, в областных центрах до 29, по всей остальной территории Узбекистана — до 31 года. После этого за наклейку придется платить. Вторая проблема — нет ничего бесплатного:
31 марта глава МВД Пулат Бобожонов подписал приказ о повышении ставок платежей за регистрацию и перерегистрацию автомобилей почти в 70 раз, с 34 тыс сумов до 2,32 млн сумов. Хотя, по некоторым неофициальным данным, эту сумму после резонанса снизили до 300 тыс.
Также в 15 раз выросли цены на регистрацию мототранспорта, прицепов и электромобилей, до 510 тыс сумов. Причем ранее в стране более чем в 2 раза повысили плату за выдачу автомобильных номеров, до 1,15 млн сумов.
Таких конских цен нет среди наших более богатых северных соседей, в Казахстане и России цены на регистрацию авто и получение госномера больше схожи с нашими старыми расценками.
Стоит отметить, что подорожание этих цен затронет не только автомобилистов, оно может повлиять на стоимость логистики, в частности продуктов питания, а значит, в таком случае коснется всех.
МВД не забыло отметить, что при разработке системы с экологическими стикерами, оно изучило международный опыт Испании, Германии, и Франции. Но остается вопрос: житель Нукуса, он живет также, как житель Барселоны? Средний житель Ташкента живет также, как житель Берлина? Может быть, средний житель Термеза живет также или даже лучше, чем житель французской Ниццы? Соседний Казахстан, при населении в два раза меньше, имеет ВВП в три раза больше. Испания, с которой брало пример МВД, имеет ВВП на душу населения в 11 раз больше, чем Узбекистан. Сравнивать Узбекистан с Великобританией даже смысла нет.
Это грубый подсчет, но весьма показательный. Мое мнение, власти не имеют морального права опираться в ограничительных мерах на страны, уровень благосостояния которых мы достигнем очень нескоро. У нас подобного быть не может, у нас то и камеры с 2017 года установить не могут, а порядочные узбекистанцы продолжают отдавать свои честно заработанные деньги властям, которые порой тратят их непонятно на что.
«Поборы» с узбекистанцев за неправильный автомобиль или заезд не в ту зону, по официальным данным, пойдут на улучшение экологической ситуации. Здесь стоит напомнить, что спустя 33 года независимости страна до сих пор не отказалась от грязнющего АИ-80, на электростанциях и котельных жгут мазут и уголь. Жители постоянно жалуются на химические зловония от промышленности из-за отсутствия фильтров, а также на запыление воздуха бетоном от бесконтрольных строек. Отключения от газа теплиц привели к тому, что фермеры вынуждены отапливать хозяйства, в лучшем случае, углем, порой руки доходят до автомобильных покрышек.
Эти моменты мы разбирали в нашем предыдущем материале про ограничение автомобилей, с того момента закончился отопительный сезон, снизилось потребление электроэнергии из-за потепления, намного улучшился воздух, хотя автомобилей меньше не стало.
Возможно, нам могут ответить, что эти меры вводятся наряду с остальными, прописанными в программе по улучшению экологической ситуации. Но борьбу за чистый воздух почему-то начали именно с водителей.
Экология — это хорошо и правильно, но складывается впечатление, что кто-то старательно отводит внимание от более важных проблем и занимается борьбой с ветряными мельницами.
Стране необходим экономический рост и повышение благосостояния населения. Нужно покрыть базовые потребности. Только после этого люди, как и жители Испании или Германии, смогут сесть и подумать, как же нам улучшить экологию и ограничить движение автомобилей.
Подготовил: Даниил Листвин