NOVA24 LIVE
Автобусы в Ташкенте могут ходить с опозданиями из-за снегопада

Как не стать жертвой интернет-мошенников?

Редакция NOVA24.uz разбирает, как персональные данные попадают в руки аферистов.

Узбекистанцы все чаще и чаще рассказывают о том, что они стали жертвами интернет-мошенников. У преступников есть масса способов как обмануть уязвимое население и украсть у них деньги. Редакция NOVA24 решила разобраться в их схемах и предполагаемых сливах базы данных.

Как гласит статистика, только за 3 года количество преступлений с использованием информационных технологий выросло в 10 раз: случаи мошенничества участились в 18 раз, а краж в 32 раза.

За это время мошенники успели создать фейковый сайт президента Узбекистана, выставить лживые штрафы за просмотр порнографии, и украсть миллиарды сумов с карт узбекистанцев и т.д.

В России базу данных телефонных номеров и номеров карт, имена а также срок действия сливают недобросовестные банковские работники, сотрудники магазинов, где граждане регистрируете карту лояльности и даже сотрудники служб такси.

Принципы мошенников в Узбекистане не сильно изменились, только чаще всего от хакерских набегов страдают сайты официальных ведомств, OneID и Госуслуг, где компактно собраны основные данные о человек.

Стоит не забывать, что отличным источником персональных данных для потенциальных мошенников могут стать личные страницы в соцсетях, порой из открытых данных на человека можно составить целое досье.

Персональные данные также могут утечь к третьим лицам при использовании незащищенного Wi-Fi в условном кафе. В интернете можно свободно найти объявления о продаже номеров телефонов и персональных данных, готовые базы продаются целыми списками.

Популярные виды мошенничества

Фишинг — это схема при которой злоумышленники получают приватные данные банковских карт от владельцев, имитируя банковские уведомления или запросы через поддельные веб-сайты, электронные письма, сообщения и звонки.

Они представляются сотрудниками банка и просят перейти по ссылке для «подтверждения» или «обновления» банковских данных. Пользователь вводит свою информацию и злоумышленники получают доступ к номеру карты, сроку действия и коду безопасности.

Вишинг действует почти также, только аферисты уже используют звонки.

Мошенники, которые промышляют вишингом, работают слаженной командой, в которую часто входят не самые простые ребята, а тренеры по психологии, убеждению и фигуре речи. Цель проста: вывести человека на эмоции, после чего умело на них сыграть, заставить жертву следовать «советам», которые оставят её без денег.

Зачастую мошенники звонят рано утром или поздно вечером, вызывая чувство тревоги из-за ощущения неотложной срочности звонка.

При скимминге злоумышленники устанавливают специальное устройство на банкоматах и терминалах, оно называется «скиммер». Устройство незаметно крепится на терминал, и когда клиент вставляет свою карту в устройство, он считывает номер карты и срок ее действия. Злоумышленники используют украденные данные для публикации карт или совершения онлайн-покупок.

Также не менее популярный способ мошенничества, это объявления на платформах. Мошенники притворяются покупателями и для оплаты товара скидывают ссылку, по которой якобы оплатят покупку.

Переходя по ссылке и заполняя все данные которые там требуют, вы собственными руками отдаете свои карты в руки злоумышленников.

Как обезопасить себя от мошенников?

  1. Не предоставляйте свои данные по подозрительным запросам
  2. Не переходите по подозрительным ссылкам и используйте надежные пароли
  3. Проверяйте выписки по банковским счетам и картам
  4. Используйте двухфакторную аутентификацию, если это возможно. Это добавляет дополнительную защиту к вашим учетным записям.
  5. Делайте покупки только на надежных сайтах
  6. Будьте осторожны при работе с банкоматами: Проверяйте устройства на наличие скиммеров и защищайте ввод пин-кода от посторонних глаз.
  7. Зарегистрируйте две сим-карты: одну для регистрации на разных сайтах, карт лояльности и других второстепенных нужд, а вторую для личного использования. Это поможет избежать утечки данных.

В случае, если вы пострадали от мошенничества, следует заблокировать карты, сменить пароли и обратиться в Отдел кибербезопасности при МВД.

Нередко правоохранителям удаётся найти интернет-мошенников и вымогателей. Это единственный возможный способ вернуть деньги, сами банки за действия мошенников ответственности не несут и компенсировать ущерб не станут.

В других СМИ