Узбекистан составил бюджет на 2025 год: расходы превысят доходы
Выяснилось, чем будут покрывать дефицит госбюджета.
Министерство экономики и финансов опубликовало проект государственного бюджета на 2025 год.
Согласно информации, проект госбюджета на 2025 год и бюджетные цели на 2026-2027 годы разработали на основе прогноза макроэкономических показателей.
В частности, в 2025 году прогнозируется рост ВВП на 6%. Намеченные темпы роста ВВП обеспечат за счет роста промышленного производства на 6,1%, сельского хозяйства на 4,1%, рыночных услуг на 14,5%. Достигнутые показатели развития нацелены на качественное продолжение начатых структурных реформ в каждой отрасли.
Налогово-бюджетная политика
Основными направлениями фискальной политики в среднесрочной перспективе станут:
- удержание дефицита консолидированного бюджета более чем на 3% по отношению к ВВП в 2025-2027 годах;
- сохранение ключевых налоговых ставок без изменений в среднесрочной перспективе;
- расширение доходной базы бюджета, пересмотр и поэтапная отмена предоставляемых налоговых, таможенных льгот в зависимости от их эффективности и результата;
- поэтапное приведение налогово-бюджетной политики в соответствие с требованиями ВТО;
- принятие всех мер для того, чтобы государственный долг не превышал макроэкономически безопасный уровень в 60% по отношению к ВВП, при этом не превышая 50% по отношению к ВВП в среднесрочной перспективе;
- поэтапное полноценное внедрение системы «бюджет, ориентированный на результат » при формировании годового бюджета;
- повышение заработной платы и пенсий не ниже уровня инфляции;
- обеспечение бюджетной открытости и дальнейшее повышение участия граждан в бюджетировании;
- улучшение и усиление внутреннего контроля и внутреннего аудита в государственном секторе;
- отражение национальных целей устойчивого развития при подготовке и рассмотрении проекта государственного бюджета;
- поэтапное внедрение принципов” зеленого бюджетирования»;
- обеспечение приоритета экологических и природоохранных мероприятий, мероприятий по адаптации к изменению климата, мероприятий, способствующих сокращению потребления воды и ее экономическому использованию;
- полный пересмотр структуры расходов бюджета совместно с международными экспертами.
Доходы и расходы госбюджета
Доходы государственного бюджета на 2025 год ожидаются на уровне 308,5 трлн сумов, а расходы – 344,6 трлн сумов. Доходы государственных целевых фондов (без учета межбюджетных трансфертов) составят 66,5 трлн сумов, а расходы – 117,2 трлн сумов.
В государственные целевые фонды выделят 54,4 трлн сумов трансфертов из республиканского бюджета. Доходы внебюджетного Пенсионного фонда составят 58,9 трлн сумов, а расходы – 74,9 трлн сумов. При этом планируется выделить 18,5 трлн сумов трансфертов из госбюджета.
Расходы на государственные программы, финансируемые за счет внешних заимствований, которые включены в состав консолидированного бюджета, прогнозируются на уровне 18,8 трлн сумов.
Предельный дефицит консолидированного бюджета на 2025 год, включая государственный бюджет, государственные целевые фонды, Фонд реконструкции и развития и расходы на реализацию государственных программ за счет внешних заимствований, установлен на уровне 3% к ВВП, или 49,3 трлн сумов.
Дефицит государственного бюджета и государственных целевых фондов планируется на уровне 32,4 трлн сумов, что составляет 2% к прогнозируемому ВВП.
Отмечается, что дефицит государственного бюджета и целевых фондов будет покрыт за счет внутренних и внешних заимствований, приватизации государственных активов и других источников.
Местные бюджеты будут пополнятся из:
- налогов на имущество и землю с физических лиц;
- подоходных налогов с физических лиц, уплачиваемый физическими лицами на основании декларации о годовом доходе от аренды имущества, а также индивидуальными предпринимателями;
- налогов за пользование водными ресурсами;
- налогов за пользование недрами;
- налогов с оборота;
- не менее 50% поступлений налога на имущество и земельный налог юридических лиц и налога на доходы физических лиц, за исключением крупных налогоплательщиков, а также поступлений от аренды государственных активов поступают;
- имущественных и земельных налогов, взимаемые с крупных юридических лиц-налогоплательщиков;
- акцизов на реализацию бензина, дизельного топлива и газа конечным потребителям;
- других видов аналогичных налогов.
Ранее сообщалось, что госбюджет Узбекистан стал меньше получать денег. Показатель снижается с каждым годом.