NOVA24 LIVE
В Ташкенте поймали двух «фальшивых» правоохранителей с неизвестными таблетками

Чем отличается избирательная система Узбекистана от других стран? — эксперт

Специалист также разъяснила, почему к голосованию допускаются только совершеннолетние.

Чем отличается избирательная система Узбекистана от других стран? — эксперт

Выборы являются важным институтом в формировании электоральных традиций. Выборы обеспечивают гражданам возможность участия в формировании выборных институтов власти, а также принятие решений важных вопросов государственной и общественной жизни.  

Нужно отметить, что для демократического государства президентские выборы имеют огромное политическое значение. Прежде всего, это политическое событие имеет значение для обеспечения конституционной безопасности и непрерывности конституционного процесса, а также реализации конституционного права участвовать в управлении делами государства и общества. 

За последние годы в Узбекистане развивается национальная избирательная система, основанная на Конституции и Избирательном кодексе. Национальная избирательная система основана на богатом практическом опыте и общепризнанных международных избирательных стандартах.

В соответствии со статьей 7 Конституции, народ является единственным источником государственной власти, эта норма является основой для законодательства в проведении демократических выборов. Она также отражена в международных документах: во Всеобщей декларации прав человека указано, что воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. 

В Конституции закреплены основные принципы проведения выборов: всеобщее, равное и прямое избирательного права при тайном голосовании. 

Принцип всеобщего избирательного права означает, что граждане имеют равные возможности для осуществления избирательного права. 

Согласно законодательству, граждане, достигшие 18 лет, могут голосовать тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.

Право голоса имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, по причинам:

  • в соответствии с требованиями Гражданского кодекса лицо, достигшее 18-летнего возраста, обладает полной дееспособностью;
  • статья 1 Конвенции о правах ребенка, принятой ООН в 1989 г., определяет 18 лет как возраст совершеннолетия;
  • 18-летний человек считается зрелым с медико-физиологической точки зрения.

Кроме того, запрещается прямо или косвенно ограничивать избирательное право граждан в зависимости от их социального происхождения, социального и имущественного положения, расы или национальности, пола, образования, языка, религии, рода и характера занятий.

Граждане участвуют в голосовании добровольно. В некоторых странах, включая Аргентину (ст. 37 Конституции), Бельгию (ст. 62 Конституции), Грецию и др., участие граждан в голосовании является обязательным, а те, кто откажется, будут привлечены к ответственности. Например, в Аргентине помимо штрафа гражданин может быть лишен права занимать государственные должности на срок до трех лет.

Равное избирательное право обеспечивается тем, что каждый избиратель имеет один голос, для кандидатов и политических партий создаются равные условия и равные возможности на выборах. Формирование единого электронного списка избирателей также служит проведению выборов в соответствии с международными стандартами на основе равного избирательного права по принципу «Один избиратель – один голос».

Еще одной важной особенностью национальной избирательной системы является то, что все расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, покрываются за счет государственных средств.

Запрещается оказывать финансовую поддержку кандидатам из других фондов и поддерживать их материально иными способами. Это положение обеспечивает равные возможности и справедливые условия политическим партиям, участвующим в избирательном процессе, и выдвинутым ими кандидатам.

Прямое избирательное право означает заключается в том, что граждане участвуют в выборах непосредственно путем личного голосования. Важно, чтобы наши граждане участвовали в выборах независимо от того, где они проживают. В Избирательный Кодекс был закреплен порядок включения граждан Узбекистана, проживающих в иностранных государствах, в список избирателей независимо от того, состоят они на консульском учете дипломатических представительств или нет, и правовые основы голосования через мобильные ящики в местах густонаселенных соотечественников живущих или работающих в зарубежных странах.

Тайное голосование также является важным принципом проведения выборов, а это означает, что никто не может повлиять на голосование граждан.

По сути этого принципа каждый избиратель на выборах свободно отдает свой голос за кандидатов без чьего-либо вмешательства и без какого-либо внешнего воздействия. Никто не может заставить их голосовать «за» или «против» того или иного кандидата.

В статье 129 обновленной Конституции избирательные комиссии во главе с демократически сформированной Центральной избирательной комиссией обеспечивают организацию и проведение выборов в полном соответствии с требованиями законодательства.

Избирательные комиссии независимы и подчиняются только закону. Во время проведения выборов категорически не допускается вмешательство в их деятельность органов власти или общественных объединений. Такой статус избирательных комиссий позволяет обеспечить законность и беспристрастность избирательного процесса и является важной гарантией свободного волеизъявления избирателей.

Из избирательного опыта страны известно, что Президентские выборы 2021 года освещали 1672 представителей отечественных и зарубежных СМИ. Все мероприятия избирательных комиссий проходят с участием журналистов, блогеров или представителей общественности.

В избирательном законодательстве Узбекистана закреплен принцип участия национальных и международных наблюдателей в выборах, полностью соответствующий международным стандартам. В этих процессах вправе участвовать наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, представители СМИ, наблюдатели от других стран, международных организаций. На выборах Президента 2021 года приняли участие 971 наблюдателей из около 50 стран и 20 международных организаций.

Эти положения отражают принципы универсальности, равенства, свободы и справедливости, изложенные в Копенгагенском документе о критериях гуманности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других общепризнанных международных документах.

Резюмируя вышеизложенное, наше национальное законодательство, без сомнения, позволяет провести предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан в полном соответствии с требованиями нашей Конституции и Избирательного кодекса, международными стандартами и нормами, на основе открытости и прозрачности.


Преподаватель кафедры

конституционного права ТГЮУ

Лайло Аслонова 

В других СМИ