NOVA24 LIVE
В Ташкенте снова вредно дышать

В новой Конституции укрепятся полномочия законодательной палаты

Обновление основного закона также послужит исключению параллелизма в работе каждой палаты Олий Мажлиса.

В новой Конституции укрепятся полномочия законодательной палаты

В обновляемой Конституции Узбекистана укрепляются полномочия законодательной палаты.

Для повышения роли и эффективности парламента, оптимизации деятельности каждой из палат Олий Мажлиса, а также исключения параллелизма в их работе, в обновляемой Конституции существенно совершенствуется их статус и расширяются полномочия.

Так, определение предельного размера государственного долга Узбекистана, заслушивание ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции в стране, проведение парламентского расследования предлагаются отнести к совместным полномочиям парламента.

Одними из важных изменений являются усиление роли Законодательной палаты как непосредственного представителя интересов населения. Теперь рассмотрение и одобрение кандидатуры премьер-министра и членов Кабинета Министров передается в виде исключительного полномочия Законодательной палате (пункты 3 и 5 статьи 94 проекта). Ряд контрольных полномочий Сената (контроль за исполнением Госбюджета; заслушивание ежегодного доклада Кабинета Министров; заслушивание отчета премьер-министра по социально-экономическому развитию страны и др.) перешли к Законодательной палате в качестве ее исключительных полномочий.

Так, в целях осуществления проверки состояния и хода реализации принятых парламентом законов, осуществления других определенных законодательством контрольных полномочий: так, предусматриваются заслушивание отчетов премьер-министра и членов Кабинета Министров, рассмотрение отчета Счетной палаты, а также осуществление контроля за исполнением госбюджета (пункты 1, 2, 4 статьи 94 проекта).

Расширяются контрольные полномочия палат Олий Мажлиса, т.ч. путем закрепления полномочия по проведению парламентского расследования. Для усиления контрольной функции роли парламента вводится процедура ежегодного заслушивания Национального доклада о противодействии коррупции (статья 93 проекта). В обновляемой Конституции с учетом передового зарубежного опыта вводится порядок формирования полного состава Правительства именно с одобрения Законодательной палаты.

При этом кандидатура Премьер-министра представляется президентом после проведения консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в нижней палате. Указанное изменение направлено на расширение участия нижней палаты парламента в формировании Правительства, т.к. в отличие от действующего, вводимый порядок назначения Премьер-министра позволяет учитывать мнение фракций политических партий, представленных в нижней палате, более демократично отражать расстановку политических сил в парламенте.

Вводится норма, согласно которой троекратное отклонение парламентом представленных кандидатур на должность Премьер-министра позволяет президенту назначить Премьер-министра и распустить Законодательную палату.

В целом конституционные изменения направлены на повышение ответственности нижней палаты парламента, а также обеспечение эффективного исполнения стоящих перед ней задач.

В других СМИ