Как НДС влияет на цены товаров?
Эксперты перечислили основные причины.
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований изучили влияние снижения НДС с 15% до 12% на уровень цен потребительских товаров в Узбекистане. Об этом NOVA24 сообщили в ИПМИ.
Анализ проводили на основе цен в национальных супермаркетах, так как они являются плательщиками НДС и ведут официальную деятельность. Результаты показывают, что снижение НДС с 15% до 12% не привело к соответствующему снижению цен на потребительские товары.
В частности, изменение цен в декабре-январе было на 0,3% выше, чем изменение цен в ноябре-декабре и январе-феврале. Это означает, что цены, которые должны были упасть на 2,6%, наоборот выросли на 0,3%, при исключении влияния всех остальных факторов.
Не изменились цены на 1115 товаров в 46 группах (детское питание, мороженое, макароны, средства по уходу за телом и т.д.). На 1% увеличились цены на 1306 товаров в 20 группах (шоколад, сладости, средства гигиены и др.). На 1-5% выросли цены на 585 товаров в 12 группах (стиральные порошки, фрукты, мясные продукты, молоко и др.). Снизились цены (до 1,6%) на 567 товаров в 7 группах (канцтовары, соусы, кофе и др.).
К числу основных причин, по которым снижение НДС не повлияло на уровень цен, относят следующее:
- большая доля теневой экономики на рынке товаров народного потребления, следовательно, отражение эффекта от снижения налогов на увеличении нормы относительно небольшой прибыли официально действующих фирм;
- недостаточное формирование соответствующих конкурентных условий на рынках;
- усиление влияния других основных факторов на цены (курс доллара, ставка рефинансирования, денежная масса и др.).
Напомним, что инфляция сказалась на цене продуктов. Выяснились позиции с самым явным ростом стоимости.