Электротехника подорожает: Компании пожаловались на проблемы сертификации электротехники
Весь импорт обязательно проходит через один центр в Ташкенте, отечественная продукция от этой меры освобождена.
В феврале 2024 года власти Узбекистана ужесточили импорт электротехники, теперь весь товар должен пройти обязательную проверку на энергоэффективность.
Казалось бы, нужная инициатива, но обернулось все большими проблемами: товары проходят тестирование только в Ташкенте, в одной лаборатории на всю страну. Это породило задержки, сбои поставок и прочие неприятные последствия для поставщиков, магазинов, конечных потребителей.
В частности, такая проблема настигла сеть магазинов бытовой техники CA-Store (бывшая Credit Asia), компания столкнулась с задержкой крупной партии товара из-за сложностей с растаможкой: по действующему законодательству, поступивший в страну товар, оплаченный в валюте, должен пройти оформление в течение 180 дней. В противном случае начисляется штраф до 50% от стоимости товара.
Из-за больших очередей в единственном центре тестирования, без заключения которого пройти оформление невозможно, товар простоял больше положенного срока, Налоговый комитет подал иск в суд на CA-Store, размер запрошенного штрафа превысил 4,5 миллиарда сумов.
Компания будет заявлять о своей готовности отстаивать свои права и пояснять, что задержки возникли не по ее вине, — сообщили в CA-Store.
Решение суда, вероятно, будет не в пользу компании и удовлетворит требование Налоговой, хотя CA-Store, при всем желании, не может физически оформить товар из-за трудностей с сертификацией.
Кроме того, CA-Store уже оштрафована Таможенным комитетом. Товар, поступивший на территорию страны, оформлен по процедуре условного выпуска НД-40 — неполной декларации. Его за 60 дней нужно перевести в ИМ-40 — процедура выпуска товара для внутреннего потребления. Проблема такая же, компания не может переоформить товар под ИМ-40 за установленный срок из-за очередей в центре тестирования.
Текущий порядок вещей приведет лишь к подорожанию товаров для узбекистанцев: понесенные убытки от штрафов будут учтены в итоговой стоимости. Кроме этого, компании несут и другие убытки. Например, партия товаров CA-Store, завезенная ещё в начале года, состояла по большей части из кондиционеров. Пока они простаивали в очереди на экспертизу, прошел жаркий летний период, сейчас товар не так актуален.
Проблема кроется в «монополизации» системы проведения и выдачи сертификатов. Если сейчас их делает UzTest, единственная на всю страну, то раньше также действовали Electro-Class Control, Euro Prof Test, Universaal Expert System и другие компании, из-за чего ранее сертификаты выдавались в течение пяти дней. Теперь же прочие компании, кромеUzTest, не имеют таких полномочий.
Но даже если условной фирме удастся провести свой товар через UzTest, то результаты экспертизы отдаются на ещё одну экспертизу, от Департамента при Госстандарте, который должен в течение 10 дней либо утвердить результаты, либо вернуть товар на новую проверку. Задержки приводят к очереди компаний-импортеров, что ещё больше увеличивает срок ожидания.
Сохраняется проблема дорогого тестирования. Стоимость проведения испытаний для кондиционеров составляет 3,8 млн сумов, а для холодильников — 9,7 млн сумов. Даже если предприниматель импортирует бытовую технику одного бренда, каждую партию товара необходимо проверять повторно, — директор компании CA-Store Тимур Джангиров.
Вся система сертификации сосредоточена в одном центре в столице, на 37-миллионную страну. Это приводит к росту недовольства потребителей и бизнесменов, отпугивает потенциальных инвесторов, создает коррупционный фактор, ограничивает честную конкуренцию: продукция отечественных производителей от «именитых» брендов не проходит подобные многоступенчатые проверки, не отстаивает большие очереди.