Как развитие интернета и мобильной связи влияет на снижение безработицы?
Выяснилось, какую роль будет играть развитие ИКТ в будущем.
Эксперты ИПМИ выяснили, как развитие интернета и мобильной связи снижает безработицу.
По результатам исследования выявлено, что информационно-коммуникационные технологии оказывают положительное влияние на сокращение безработицы в Узбекистане. В частности, увеличение протяженности волоконно-оптического интернета на 100 км способствует снижению безработицы на 0,04 процентных пункта. В свою очередь, уменьшению безработицы на 0,05 процентных пункта будет способствовать строительство 100 новых базовых станций сотовой связи. Рассматривая влияние роста числа пользователей интернета на уровень безработицы, можно отметить, что рост данного фактора на 1 процентных пункта сократит безработицу на 0,02 процентных пункта.
Для анализа влияния развития интернета и мобильной связи на уровень безработицы в Узбекистане были построены эконометрические модели на основе статистических данных в разрезе регионов (12 областей, Республика Каракалпакстан и город Ташкент) за период 2015 – 2020 годы.
В Узбекистане численность занятых в секторе ИКТ неуклонно растет. Если в 2015 году в сфере работало 33,4 тысяч человек, то к 2021 году данный показатель вырос на 161% и составил 53,8 тысяч человек. С другой стороны, на современном этапе развития экономики проблемы занятости можно решить через новую, прогрессивную форму занятости – дистанционную работу или фриланс. На сегодняшний день в Узбекистане функционируют ряд цифровых фриланс-платформ, которые помогают людям быть «самозанятыми».
Тем не менее, нельзя утверждать, что информационные технологии сильно влияют на уровень безработицы. Это можно объяснить двумя факторами. Во-первых, высокоскоростной интернет существует в основном в крупных городах и не полностью охватывает отдаленные населенные пункты. Во-вторых, навыки использования компьютерных технологий, которые позволяют зарабатывать деньги в цифровом пространстве, находятся на недостаточном уровне, — говорится в сообщении.
В будущем роль ИКТ в решении проблемы безработицы возрастет, так как по мере развития отрасли увеличивается вероятность того, что люди найдут работу через онлайн-платформы или будут непосредственно оказывать услуги онлайн (дистанционная форма работы сотрудников). Более того, спрос на цифровые профессии на международном рынке труда неуклонно растет.