2 июля 2024, 17:30 Мир

Жители Бишкека борются за троллейбусы: на мэрию подали заявление в прокуратуру

Местные активисты считают, что город лишают единственного экологичного транспорта.

Жители Бишкека борются за троллейбусы: на мэрию подали заявление в прокуратуру

В Бишкеке городские власти начали демонтаж контактной сети для троллейбусов, несмотря на недовольство многих жителей.

В мае 2024 года местные активисты создали петицию в защиту и сохранение троллейбусов в столице Кыргызстана. Также они направили запрос мэрию Бишкека с целью прояснения сложившейся ситуации.

Городские власти заявили, что причиной отказа от троллейбусов является их исчерпанный ресурс, неэстетичность контактной сети. Помимо этого рассматривается вопрос о передаче троллейбусов вместе с контактной сетью и тяговыми подстанциями в Ош, Кара-Балту и Токмок для дальнейшей их эксплуатации.

Сегодня общая протяженность троллейбусных линий составляет 210 километров, 70% из них выработали свой срок эксплуатации. Замена этих линий стоит больших денег, один метр троллейбусной линии стоит 8 долларов. Поэтому мы сократим количество троллейбусов и оставим в городе большую кольцевую троллейбусную линию в квадрате пр. Ч. Айтматова, ул. Ахунбаева, ул. Курманджан Датки, пр. Жибек Жолу. Мы демонтируем все линии и опоры на остальных улицах и будем прокладывать электрические и интернет-кабели под землей. В результате все кабели будут убраны, — сообщил мэр Бишкека Айбек Джунушалиев

Также по его словам, в настоящее время в столице имеется 152 троллейбуса, 100 из которых передадут в Ош. Это позволит развить общественный транспорт во втором по величине городе Кыргызстана. Помимо этого для защиты окружающей среды внедрят электробусы. Так в 2023 году при поддержке Азиатского банка развития мэрия Бишкека закупит 120 электробусов, ведется работа по подготовке соответствующей инфраструктуры.

В свою очередь местные активисты обратились в прокуратуру. Они отмечают, что демонтаж троллейбусной инфраструктуры недопустим до конца общественных слушаний по законопроекту о передачи в Ош 100 троллейбусов. Срок подачи обращений заканчивается 6 июля 2024 года.

По мнению активистов, это решение несет невозвратные потери города — сумма ущерба Бишкеку составит минимум 624 млн сомов. Забрать у жителей единственный экологический транспорт хотят те, кто на нем не ездит. В свою очередь запрос от мэрии Оша не является основанием переноса троллейбусов из Бишкека.

Также граждане возмущены тем, что демонтаж контактной сети начался на улице Ахунбаева, а это значит, что никакой кольцевой троллейбусной линии, о которой говорит мэр, может и не быть.

Помимо этого активисты напомнили, что в 2018 году мэрия закупила более 50 новых троллейбусов за счет кредитов от ЕРББ, при этом заявляя об изношенности инфраструктуры и транспортных средств.

Они отмечают, что при проведении демонтажа троллейбусных линий городские власти должны были предъявить необходимые первичные обязательные документы для прекращения движения троллейбусов:

  • справка-обоснование с экологической оценкой;
  • распоряжение на проведение мониторинга техники депо;
  • заключение мониторинга;
  • справка опросных листов горожан по теме;
  • ожидаемые ТЭП;
  • проект плана реализации — перспектива материально-технического имущества депо;
  • решение БГК, почему нельзя убирать троллейбусы;

Также активисты приводят несколько аргументов:

  • маршрутная сеть Бишкека маленькая, однако 36 маршрутов автобусов и 10 троллейбусных маршрутов не удовлетворяют потребности города;
  • троллейбус считается одним из самых эффективных и дешевых видов транспорта при имеющейся инфраструктуре;
  • в проекте постановления говорится о том, что электробусы выйдут лишь на пять из десяти маршрутов. Следовательно часть троллейбусных маршрутов закроют или заменят на автобусы. Вопрос устойчивости работы электробусов зимой также актуален: из-за холодов аккумуляторы теряют емкость, и электробусы будут работать меньшее количество времени на линии по сравнению с троллейбусами;
  • несоответствие данных которые предоставляет мэрия, а именно средний возраст составляет 15 лет, однако на ресурсах мэрии указывается другое число — 10 лет. Средний возраст — 10 лет;
  • остается открытым вопрос об экологическом аспекте. Газовые автобусы, которые выбрасывают выхлопные газы, менее опасны с электробусами, имеющие в своих батареях несколько тонн опасных веществ.

Наряду с гражданами в прокуратуру обратилась фракция «Социал-демократы» бишкекской мэрии.

По словам ее лидера Кадыра Атамбаева, мэрия не давала согласия на демонтаж троллейбусной инфраструктуры, однако соответствующе работы уже начались.

Подобные действия подпадают под уголовную статью 338 (Превышение власти).

Мы обратим внимание прокуратуры на творящееся беззаконие и направили обращение. Уничтожение началось в тот момент, когда два лидера фракций в БГК, включая состоявшую в коалиции большинства, открыто выступили за сохранение троллейбусов. Это явно демонстрирует пренебрежение не только к мнению представителей народа, но и к самим принципам общественного обсуждения, — заявил Кадыр Атамбаев.

Также он отметил, что в даже в Алматы из-за соображений рациональности ставку сделали на троллейбусы.

Помимо этого некоторые водители начали жаловаться на то, что у них нет водительской категории D для вождения электробусов, а пойти переучиваться готовы не все. К слову в Бишкеке 175 троллейбусов и 350 человек, которые работают в две смены.

Ранее сообщалось, что в Узбекистане возобновили работу единственного троллейбуса. Составы снова перевозят пассажиров между Ургенчем и Хивой.

В других СМИ

LIVE