13 августа 2023, 16:19 Узбекистан

Жители Узбекистана готовы пересесть на велосипеды

Но с нынешними условиями далеко не уедешь.

Жители Узбекистана готовы пересесть на велосипеды

Специалисты Института макроэкономических и региональных исследований провели опрос с целью оценить популярность велосипеда среди населения Узбекистана в качестве средства передвижения на работу.

В опросе участвовали около 100 тысяч респондентов. Большинство узбекистанцев добираются на работу на автомобиле (51%), общественный транспорт использует каждый четвертый (26%), пешком ходят 16%, ещё 7% пользуются велосипедами.

74% респондентов ответили, что имеют желание пересесть на велосипеды при наличии удобной инфраструктуры. 26% ответили отрицательно из-за расстояния, смущения, дискомфорта, проблем со здоровьем и других причин.

Езда на велосипеде имеет множество преимуществ:

  • выгода для здоровья: у людей, которые ездят на работу на велосипеде, риск развития рака снижается на 45%, а риск сердечно-сосудистых заболеваний — на 46%.
  • экологическая выгода: имплементация подхода жителей Голландии, (которые проезжают на велосипеде в среднем по 2,6 км в день) позволила бы сократить ежегодные выбросы СО2 в атмосферу на 686 млн. тонн.
  • экономическая выгода: увеличение доли велосипедных поездок до 6% (велосипедные поездки заменят автомобильные) позволит ежегодно получать около 1,2 млрд. долл. США глобальных выгод за счет смягчения последствий изменения климата.

Существуют несколько препятствий для езды на велосипеде, которые можно разделить на 3 основные группы:

  • восприятие и осведомленность о велосипедах является одним из самых основных препятствий на пути к достижению более высокой доли велосипедов. В частности, стереотипы такие как «велосипед для бедняков кто не может позволить себе автомобиль» или «не подходит для женщин по причине менталитета»;
  • неразвитая инфраструктура создает преграды для использования велосипедов, что может отпугивать людей от этого экологически чистого и здорового вида транспорта;
  • градостроительная политика по созданию города, дружелюбного к велосипедистам, может реализоваться не в полной мере. Также важна поддержка со стороны работодателей, в частности, создание душевых и мест для переодевания на работе.

В Узбекистане все большее число людей начинает пользоваться велосипедом. При этом имеется ряд инфраструктурных недостатков, препятствующих переходу людей на велосипедный транспорт:

  • очень часто велосипедисты встречаются с преградами в виде бетонных клумб, торговых прилавков, припаркованных машин и водостоков;
  • также, препятствием на пути велосипедистов становятся пешеходы;
  • вдоль ряда улиц ширина велодорожек составляет 1 метр, что меньше по сравнению с мировыми стандартами;
  • велодорожки не соединяются между собой в единую сеть, и велосипедисты вынуждены передвигаться по проезжей части.

В 2022 году в Узбекистане было официально зарегистрировано 9902 ДТП из которых 1136 (11,5%) приходится на велосипеды. При этом в 342 (3,5%) случаях причиной является отсутствия велодорожек.

Для того чтобы велосипед стал более распространенным и массовым видом транспорта необходимо:

  • создать безопасную и удобную инфраструктуру, включая парковки и ремонтные станции.
  • пропаганда велосипедов как повседневного средства передвижения, может увеличить популярность их использования;
  • развитие системы проката велосипедов (велошеринг) в городах и туристических районах.

В других СМИ

LIVE