Закон защитит права интернет-пользователей, — эксперт
Норма создаст правовую основу для деятельности онлайн-платформ и внедрит базу регулирования отрасли.

Современные информационные технологии, в частности интернет, мобильные устройства и различные гаджеты, стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Это позволяет не только общаться, но и искать, получать и использовать огромный объем информации, даже совершать покупки онлайн.
Однако рост возможностей интернета приводит и к некоторым негативным последствиям. При использовании интернет-платформ каждый пользователь сталкивается с риском кибербуллинга, пропаганды идей насилия, экстремизма и терроризма, ложной информации, угрожающей общественному порядку или безопасности, а также разжигающей национальную или религиозную рознь, информации, пропагандирующей торговлю и потребление наркотических средств и психотропных веществ, и другого противоправного контента.
Возникает вопрос: как защищены права пользователей онлайн-платформ в условиях роста интернет-зависимости? Кто будет выполнять эту ответственную задачу?
Из мирового опыта следует, что в разных странах наблюдается тенденция принятия законов, направленных на защиту прав пользователей сети интернет и регулирование деятельности интернет-платформ и сайтов. Например, в Евросоюзе принят Закон «О цифровых услугах» (2022 г), в Казахстане — «Об онлайн-платформах и интернет-рекламе» (2023 г), в Сингапуре принят Кодекс безопасности в Интернете (2021 г).
В то же время в Узбекистане подготовлен и опубликован для всенародного обсуждения проект Закона «О защите прав пользователей интернет-платформ и веб-сайтов». Цель закона — регулирование отношений в области защиты прав пользователей интернет-платформ и веб-сайтов, действующих на территории страны. Закон не распространяется на отношения, связанные с защитой исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и на сайты государственных интернет-СМИ.
Итак, что принесет населению принятие этого закона?
- Определен ряд важных понятий, связанных с медиаиндустрией (инфлюенсер, владелец интернет-платформы, публичное сообщество на интернет-платформе и его модератор, служба обмена мгновенными сообщениями, спам-ресурс). До настоящего времени в действующем законодательстве эти понятия носят абстрактный характер.
- Создан уполномоченный государственный орган в области защиты прав пользователей интернет-платформ и сайтов. Работа в этом направлении возложена на Агентство информации и массовых коммуникаций.
- Уточняется правовой режим деятельности интернет-площадок, их обязанности по противодействию противоправному контенту (взаимодействие с правоохранительными органами, особенности защиты персональных данных на интернет-площадках, конкретные механизмы подачи и рассмотрения жалоб пользователей интернет-площадок, процесс модерации контента). В число обязанностей владельца интернет-площадки вводится порядок «назначения представителя для взаимодействия с уполномоченным органом» и «принятия мер по противодействию распространению противоправного контента на территории Республики Узбекистан».
- Определяется порядок отнесения информации к противоправному контенту, прекращения ее размещения и распространения. Данный процесс был разделен на следующие этапы: выдача предписания об удалении противоправного контента, приостановление деятельности учетной записи или публичного сообщества, конкретные основания, процедуры и механизмы снижения скорости использования интернет-площадки в Узбекистане, а также порядок ограничения доступа к сайту, на котором размещен и (или) распространен противоправный контент.
Дано определение противоправного контента, распространение которого запрещено на интернет-площадках и сайтах Узбекистана. Владелец сайта, пользователь интернет-площадки или модератор публичного сообщества обязаны удалить указанный противоправный контент, прекратить его размещение и распространение по предписанию уполномоченного органа.
Владелец интернет-площадки и (или) его представитель, пользователь интернет-площадки, владелец сайта вправе обжаловать в судебном порядке предписания и представления уполномоченного органа. Владелец интернет-площадки и (или) его представитель — владелец сайта в сети интернет вправе высказать свое мнение относительно заключений уполномоченного органа. - Определены права и обязанности влиятельных лиц и владельцев веб-сайтов:
- проверять корректность размещаемого и распространяемого контента перед его предоставлением общественности;
- размещение заведомо ложных сведений, унижающих достоинство человека или порочащих его честь, а также подрывающих деловую репутацию организаций, за свой счет, публичный аккаунт;
- следить за своим аккаунтом, социальным сообществом или сайтом, где размещена информация, находящаяся в свободном доступе для всех, включая разделы, предназначенные для оставления пользователями комментариев и мнений, с целью выявления противоправного контента и в случае его обнаружения принимать меры по его немедленному удалению;
- не допускать размещение и/или распространение противоправного контента на своем аккаунте и/или в социальном сообществе или на сайте;
- в случаях размещения или распространения недостоверной информации удалять ее либо по обращениям граждан, юридических лиц, государственных органов ставить на изначально размещенном контенте, содержащем недостоверную информацию, специальную информационную отметку, свидетельствующую о том, что данный контент является недостоверным;
- в случаях подтверждения факта размещения или распространения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство или деловую репутацию физических и юридических лиц, опубликовать опровержение по их требованию;
- размещение соответствующей информации в открытом виде для обращения общественности и установления обратной связи и т.д.
- Определено, как должны вести себя граждане, увидев в интернете ложную информацию. В частности, физическое или юридическое лицо (их представители), о котором на интернет-площадке или сайте распространены недостоверные сведения, вправе обратиться к владельцу сайта или модератору социальной сети либо к владельцу интернет-площадки и (или) его представителю с требованием об удалении недостоверных сведений. В случае отказа в удалении недостоверных сведений лицо вправе обратиться в суд в установленном порядке.
Принятие данного закона создаст правовую основу для деятельности онлайн-платформ в стране, а также позволит внедрить нормативную базу регулирования отрасли. В то же время эффективное взаимодействие государственных органов и интернет-платформ создает основу для формирования здорового информационного пространства путем оперативного пресечения распространения противоправного контента в интернете.
Автор: ведущий эксперт АИМК,
Батыр Гофуров
Комментарии