COVID-19 и негативные последствия, связанные с пандемией: как это повлияло на автомобильную промышленность Узбекистана.

Пандемия коронавируса, начавшаяся в 2020 году, оказала влияние на структуру мировой экономики, однако сильнее всего это сказалось на производстве автомобилей. В свою очередь это отразилось и на UzAuto Motors.

При этом, огромное влияние на авторынок влияет не только коронавирус. В довесок ко всему пик торговых войн между США и различными технологичными компаниями из Китая внес свои коррективы в глобальную экономику.

Санкции против несколько китайских брендов, включавшие в себя запрет на поставки микрочипов, вынудили компании Китая скупить большую часть имеющихся в мире полупроводников, создав внутренние резервы на случай обострения отношений со Штатами. Это и сыграло одну из ключевых ролей в кризисе, накрывшем рынок смартфонов и автомобилей.

Кроме того, ситуация не может стабилизироваться из-за растущего канала американо-китайского военно-дипломатического противостояния вокруг Тайваня, где сосредоточена колоссальная доля мирового производства микрочипов.

Как итог, 2021 год стал тяжелым для всех высокотехнологичных отраслей, в том числе для ведущих мировых автопроизводителей. Ведущие мировые державы уже без удивления смотрят на растущие цены на автомобили, а также многомесячные очереди за ними. Согласно оценкам, дефицит компонентов приведет к катастрофическому спаду производства — около 16% от мирового выпуска, при этом по некоторым брендам данный показатель достигает 50%.

Эти факторы вынудили General Motors на некоторое время приостановить операции на трех предприятиях в США, Канаде и Мексике, а на ее заводах в Южной Корее объемы производства в 2021 году сократились вдвое.

Дефицит микрочипов

UzAuto Motors опираясь на рекордные показатели 2020 года — рекордные 280 080 — на 2021 год план устанавливали на той же отметке, однако с возможностью увеличения до 320 000 в случае повышенного спроса.

Изменение глобальной конъюнктуры задело автозаводы уже в первом квартале: дефицит полупроводников застал врасплох крупнейших производителей, поставленных перед фактом разрыва договорных обязательств. Из 280 000 машинокомплектов микрочипов, законтрактованных в 2020 году, было получили подтверждение лишь на 150 000.

Более того, проблемы с поставками возникали хаотично по каждому из всех семи-восьми микрочипов, требуемых для производства одного автомобиля. Это привело к нецелостности машинокомплектов микрочипов и требовало постоянного напряжения в части опциональности автомобилей.

Самое драматичное развитие событий, а именно остановки конвейеров, удалось избежать благодаря созданным заранее резервами комплектующих, содержащих микрочипы. Также были приняты экстраординарные меры для стабилизации обстановки: переговоры с GM International и рядом производителей микрочипов обеспечили дополнительные поставки полупроводников, что позволило произвести в 2021 году 235 600 автомобилей, а не ожидаемые в условиях кризиса 150 000.

Все меры в совокупности с увеличением производственных мощностей завода позволят покрыть отложенный спрос на автомобили — с учетом проведенных ранее мероприятий по обеспечению UzAuto Motors необходимыми объемами микрочипов и налаживания логистических процессов. Это позволит выйти на органические темпы роста на фоне восстановления экономики после пандемии.

Отметим, что доля влияния компании на поставки микрочипов и логистическую ситуацию в мире ничтожно мала. По прогнозам большинства аналитиков глобальные проблемы с микрочипами и логистикой не отпустит мировой рынок до 2023 года, более того ситуация даже усугубится. Для смягчения влияния катаклизмов на деятельность компании в 2022 году с GM ведется плотная работы по своевременному обеспечению микрочипами производства автомобилей и решению проблем с логистикой. Но даже в этом случае реализация всех зависимых от UzAuto Motors мер по выходу компании из кризиса и смягчения влияния на компанию глобальных проблем не исключает риски, на которые компания повлиять не может.