10 марта 2023, 16:53 Узбекистан

В Узбекистане усиливается роль парламента — мнение эксперта

Доктор философских наук рассказала о балансе интересов в обществе страны.

В Узбекистане усиливается роль парламента — мнение эксперта

Начальник кафедры Академии МВД Узбекистана, доктор философских наук, профессор Джавакова К.В., поделилась мнением о балансе интересов в обществе и обеспечении мирного сосуществования.

По ее словам, в Узбекистане происходят преобразования, направленные на усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны.

На основе Стратегии действий по 5 приоритетным направлениям развития Узбекистан в 2017–2021 годах за принято около 300 законов, более 4 тыс решений президента. В рамках Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы предусматривается продолжение работы по обеспечению прав человека, усилению подотчетности и открытости госорганов и политической активности населения.

Время требует иного мышления в организации государственного управления, — указала Джавакова.

Это влияет и на многопартийную систему, которая практически является важным условием достижения демократического правового государства и справедливого гражданского общества. К политическим партиям всегда приковано внимание общества, так как они обеспечивают как участие граждан в политической жизни, так и выражение воли народа, которая должна быть основой власти правительства в демократическом государстве.

Она отметила, что стратегия дальнейшего развития Узбекистана, принятие нового Избирательного кодекса, Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, а также Конституционная реформа проводимая в стране, предполагают большее участие партий и ставят перед ними новые задачи.

Среди задач — больше контролировать реализацию правовых предписание в жизнь страны. При этом необходимость разработки механизмов новых законов, их изменение, принятия законов прямого действия, общественное обсуждение законопроектов на разных уровнях, институтов гражданского общества, с привлечением широкого круга ученых, специалистов, экспертов, открытость деятельности палат парламента и многое другое.

Профессор также подчеркнула, что с учетом того, что процесс реформ расширяется и время ставит еще более масштабные задачи, — постепенно деятельность фракций, их депутатов по инициированию и продвижению законов меняется в сторону активности и содержательности, строится с учетом интересов и установок партий этих фракций, их электората, народа. Ведь партии служат балансу интересов в обществе и обеспечению мирного сосуществования и процветания.

При этом партии страны это партии парламентского типа, которые выступают против радикальной и мягкой смены власти без выборов. Следовательно, только сообща с гражданами, с народом можно решать задачи повышения уровня жизни, а также имеющиеся проблемы с безработицей, бедностью, коррупцией, образованием и здравоохранением и др.

И сегодня на новом этапе реформ и развития Узбекистана, на основе приоритетного принципа — «единственным источником и автором закона должен быть народ» — в нормотворчество внесены новые демократические процедуры, которых ранее не было, — рассказала доктор философских наук.

В целях создания правовой базы для реформ вносятся изменения действующие законы. Внедрена практика введения преамбул, раскрывающих суть и значение, а также актуальность вопросов. Установлена практика принятия нового закона вместо новой редакции закона. В Законодательной палате идут дебаты по каждому законопроекту, а эксперты и специалисты сферы активно участвуют в обсуждении законопроектов. При этом законопроекты выносятся на общественное обсуждение через специальный портал. Также внедрена практика обсуждения законопроектов во фракциях партий и комитетах.

Совершенствуются механизмы налаживания прочных отношений между депутатами и избирателями. Они дают парламенту возможность глубже изучать проблемы населения, связываться с народом и госинститутами, в полной мере выражать интересы избирателей. Если раньше депутаты встречались с гражданами три-четыре раза в год, то теперь последняя неделя каждого месяца отводится для работы в округах. Этот шаг позволил сформировать устойчивый механизм по получению информации о реальной ситуации на местах.

Работа парламента становится более открытой и прозрачной. О деятельности Законодательной палаты также рассказывают в соцсетях, где в режиме онлайн освещаются проходящие заседания. При этом в рамках Концепции парламентской дипломатии Узбекистана продолжается эффективное сотрудничество с парламентами и организациям других стран.

Главным изменением в деятельности палат Олий Мажлиса стало то, что депутаты и сенаторы выезжают на места, где изучают уровень жизни народа, анализируют и решают проблемы людей.

На заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса введен институт «правительственного часа» – заслушивания ответов членов правительства на вопросы депутатов. В частности, в 2018–2021 годах 30 раз проводились «правительственные часы», на которых 41 член правительства отвечал на вопросы депутатов. Начиная с 2021 года заслушивания освещаются в социальных сетях.

Также кардинально изменилась деятельность хокимов всех уровней, руководителей министерств и ведомств, органов прокуратуры, судебно-правовых органов, органов внутренних дел. Проводя обходы в каждой махалле, они изучают проблемы людей и оказывают практическую помощь в их решении, а выезжая на места, отчитываются перед народом о своей деятельности. Органы власти открыты для народа и ведут с ним активный диалог — должностные лица встречаются с гражданами и на деле занимаются их проблемами.

Это свидетельство тому, что такие фундаментальные демократические понятия и ценности, как «права и свободы человека», «открытость и гласность», «общественный контроль» фактически становятся реальностью жизни страны. Только за пять лет Стратегии действий рассмотрено более 5 млн 780 тыс обращений, поступивших в Виртуальную приемную президента и Народные приемные, из них удовлетворено более 3 млн 288 тыс. Также была внедрена практика ежегодного Обращения главы государства в Олий Мажлис – Парламент страны, реформирована система органов государственной власти и управления.

Процессы открытости и прозрачности деятельности государственных органов расширяются. При этом партии набирают практический опыт сегодня принимают активное участие в процессе Конституционной реформы, обсуждения поправок к Конституции, т.к. осознают, что современные перемены, преобразования жизни, происходящие в рамках Стратегии действий и Стратегии развития должны осуществляться в гармоничной взаимосвязи с Основным законом, на основе прочной законодательной базы.

Только это позволит сформировать действительно народное государство, где конституционные основы играют приоритетную роль, — заключила Джавакова.


начальник кафедры Академии МВД Узбекистана,

Джавакова К.В.

 

В других СМИ

LIVE