В странах СНГ продолжается рост цен и спад продаж автомобилей
Выяснилось, сколько в сумах стоит китайский HAVAL.
Эксперты российского журнала «Авто-Брокер клуб» опубликовали результаты сравнительного ценового анализа, в котором говорится, что рост инфляции затронет авторынок стран СНГ, включая Узбекистан.
Авторы отметили, что определяющей для СНГ является экономика России, поскольку на нее с разной степенью зависимости завязаны другие восемь стран содружества.
В России проблемы на рынке новых легковых автомобилей начались еще в 2021 году, но в настоящий шторм российский авторынок вошел после событий на Украине. С конца февраля — начала марта цены на новые автомобили резко пошли в рост. Причин тому сразу несколько: из-за ужесточения антироссийских санкций европейские, американские, японские и корейские компании приостановили сотрудничество с российскими автопроизводителями. Заводы стали уходить в затяжные простои. Европейские, японские и корейские концерны принудительно по политическим причинам поставили на паузу свои автозаводы в России. Усугубили ситуацию общая макроэкономическая нестабильность и резкие колебания курса рубля. Кроме того, в связи с нарушениями логистических цепочек подорожали компоненты и сырье.
Согласно аналитике ГК «Авилон», одного из крупнейших дилерских холдингов в СНГ, в России цены на машины уже к началу апреля 2022 года подскочили на 30-40%. «Автостат» в конце мая сообщал, что по сравнению с январем наиболее популярные модели кроссоверов в РФ подорожали на 21 — 56%.
Прежде популярные модели в принципе стали недоступны для покупки, поскольку их отгрузки в сбытовые сети приостановлены. К таковым можно отнести Volkswagen Taos, Hyundai Creta, Kia Seltos, Toyota RAV4.
После стабилизации курса рубля в июне некоторые востребованные модели в России слегка «просели» по цене, частично отыграв удорожание. По данным исследования «Открытия Авто», кроссовер Haval Jolion тульской сборки сегодня стоит 2,25 млн рублей (403 677 678 сум), что на 6% меньше, чем в июне. А вот Haval F7 в июле он просел по цене на 3% и теперь стоит 2,92 млн рублей (523 883 920 сумов).
Самый популярный на рынке РФ автомобиль, отечественная Lada Vesta, с начала года подорожала на 30%. Причем это только официальные данные. В дилерских центрах из-за накруток и обязательных дополнительных опций цена может вырасти на 100% и достигает уже 2 млн рублей, при этом число проданных машин неуклонно снижается.
На белорусском авторынке ситуация в целом повторяет российскую, но в менее жесткой форме. Беларусь также находится под санкциями Запада.
В Казахстане также отмечен рост цен на автомобили и дефицит ряда моделей, которые прежде поставляли из России. С конца февраля к началу августа 2022 года новые машины в Казахстане подорожали на более чем 20%. Например, Hyundai Accent в январе стоил в диапазоне 6,4 — 7,5 млн тенге в зависимости от модификации (147 362 351 сум – 172 690 255 сум), а в начале августа стал стоить 7,8 — 10,7 млн тенге (179 597 865 – 246 371 430 сум) — динамика +22-30%. Lada Granta в январе 2022-го в Казахстане стоила 3,7 млн тенге (85 193 859 сум), а сегодня — не менее 4,7 млн тенге (108 219 226 сум), прибавка +27%.