Узбекистан может вернуть утраченное после распада СССР авиастроение. В 2022 году российская сторона предложила республике наладить сотрудничество по сборке самолетов.

Руководитель портала «Авиация России» Андрей Величко оценил перспективы узбекско-российского авиастроения и отметил, что реальным вариантом станет производство комплектующих, что будет выгодно обеим странам.

В Узбекистане осталось 243 авиаремонтный завод. Раньше здесь ремонтировалась и обслуживалась вся советская техника «Аэрофлота». В Ташкенте есть и необходимые мощности, в том числе на базе Ташкентского механического завода, который сейчас наряду с выпуском товаров народного потребления выпускает запасные части для железнодорожной отрасли. С производством комплектующих Узбекистан справится, — отметил Величко.

Специалист отметил, что интерес России к кооперации с Узбекистаном в области авиастроения не связан с антироссийскими санкциями.

Во-первых, рядом находится Казахстан, который собирает российские вертолеты Ми-171. Процесс налажен задолго до нынешних событий.

Во-вторых, о возобновлении сотрудничества с Узбекистаном в Москве задумывались давно. В 2019 году в Ташкент приезжал Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост вице-премьера по гражданской авиации. Он предложил руководству республики два перспективных проекта – подключиться к кооперации по изготовлению МС-21 и создать хаб по техническому обслуживанию этих самолетов.

Через несколько лет, когда производство МС-21, ИЛ-114 и ТУ-214 будет полностью налажено, вопрос кооперации с Узбекистаном будет стоять уже гораздо актуальнее, — считает Величко.

Узбекистан может организовать крупноузловую сборку новых самолётов «Байкал» и «Ладога», которые Минпромторг РФ привёз на выставку «ИННОПРОМ. Центральная Азия 2022», при этом российская сторона может передать производства по металлообработке, изготовлению резинотехнических изделий и деталей интерьера.

Специалист отметил, что в республике уже есть часть инфраструктуры: металлургия, автосборочные предприятия, налажено производство резинотехнических изделий.

Самое главное, чтобы вышеперечисленные производства продолжали работать, и надеюсь, что при Шавкате Мирзиеёве эти мощности продолжат функционировать и расширяться. Остается открытым вопрос по инженерно-техническим кадрам. Существовавший ранее Ташкентский авиационный институт пережил ряд преобразований и сейчас работает в составе самолетостроительного факультета Ташкентского политехнического института. По информации от 2019 года, факультет набирает не более 100 человек на все специальности. Это очень мало.

Для производства высокотехнологичного оборудования авиационной промышленности можно наладить процесс обучения специалистов из Узбекистана в российских вузах. После распада СССР большая часть специалистов переехали из Узбекистана в Воронеж и Ульяновск. Сейчас нехватка кадров остается проблемой для Узбекистана, и Россия может помочь ее решить, — подытожил Величко.