8 августа 2022, 18:00 Узбекистан

Узбекистан обогнал Россию по выпуску легковых авто, — эксперты

Аналитики считают, что география автомобильного производства в СНГ сильно изменится в ближайшие годы.

Узбекистан обогнал Россию по выпуску легковых авто, — эксперты

Эксперты российского аналитического агентства «ПромРейтинг» заявили, что пальма первенства по объемам производства автомобилей внутри СНГ по итогам первого полугодия 2022-го принадлежит узбекской компании.

По данным исследования агентства, за первые 6 месяцев Узбекистан произвел больше легковых автомобилей, чем Россия, и стал лидером среди автопроизводителей СНГ по объёмам производства.

У пяти из девяти стран СНГ есть собственная автомобильная промышленность. Поскольку за последние месяцы обстановка в мировой политике и экономике изменились, статистика 2022 года содержит в себе некоторые неожиданности, предупреждают авторы исследования.

В СНГ входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан, суммарная численность населения почти 250 млн человек. Только первые пять из перечисленных стран работают совместно на условиях единого таможенного и экономического пространства, поскольку являются членами и другой организации региональной интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС), хотя некоторые формы упрощенного внешнеторгового взаимодействия по отдельным категориям товаров и на особых условиях предусмотрены и внутри СНГ.

Развитая автомобильная промышленность исторически со времен СССР сложилась в России и Беларуси. За последние 25 лет с нуля крупные автопроизводства взрастили в Узбекистане и Казахстане. Также в Беларуси сформировалось производство легковушек. Небольшие автосборочные предприятия за последние годы возникли в Азербайджане.

Стоит оговориться, что в последние годы крупнейший автопроизводитель Казахстана попал в ситуацию, в которой бизнес по производству сразу нескольких брендов пришлось закрыть. Сейчас статус лидера перешел от «АЗИЯ АВТО» к «СарыаркаАвтоПром». Ситуация не сказать, чтобы типичная. Все же мы отвыкли от столь крупных скандалов и дележа бизнеса, — говорится в исследовании.

Стоит отметить подвешенное состояние ижевской площадки АвтоВАЗ. На момент проведения исследования в медийном пространстве появилась информация о возможном переносе производства Lada Vesta из Ижевска в Тольятти.

Узбекистан обогнал Россию по выпуску легковых авто, - эксперты

Соотношение объемов производства легковых и легких коммерческих автомобилей в пяти странах по итогам 2021 года:

  1. Россия — 1,4 млн авто;
  2. Узбекистан — 236 тыс;
  3. Казахстан — 93 тыс (с учетом грузовиков и автобусов);
  4. Беларусь — около 35 тыс;
  5. Азербайджан — 2 тыс.

По результатам 2021 года ТОП-10 крупнейших производителей легковых и легких коммерческих машин в СНГ выглядел так:

  1. АвтоВАЗ (Тольятти и Ижевск, Россия) — 430 тыс авто;
  2. UzAuto Motors (Асака и Хорезм, Узбекистан) — 236 тыс;
  3. Hyundai Motor Manufacturing Rus (Сестрорецк, Россия) — 234 тыс;
  4. «Автотор» (Калининград, Россия) — 177 тыс;
  5. Volkswagen Group Rus (Калуга, Россия) — 118 тыс;
  6. ГАЗ (Нижний Новгород) — 117-127 тыс авто: 65-75 тыс легких коммерческих авто собственного бренда + 52 тыс легковых VW и Skoda;
  7. Renault Россия (Москва) — 88 тыс;
  8. Toyota Motor Manufacturing Rus (Шушары, Россия) — 81 тыс;
  9. «СарыаркаАвтопром» (Костанай, Казахстан) — 60 тысяч (с учетом грузовиков и автобусов);
  10. Nissan Motor Manufacturing Rus (Санкт-Петербург, Россия) — 45 тыс.

Узбекистан обогнал Россию по выпуску легковых авто, - эксперты

В первой половине 2022 года политическая и экономическая ситуация в Евразии по известным причинам радикально изменилась. Из-за событий на Украине Запад с конца февраля «душит» Россию жесткими санкциями. Большая часть европейских и японских компаний приостановили работу в России на неопределенное время. Из-за недопоставки компонентов из-за рубежа сбился нормальный ритм производства автомобилей на автозаводах, принадлежащих национальным российским компаниям, — пишет «ПромРейтинг».

Флагман российского автопрома — АВТОВАЗ — не раскрывал данные о производстве автомобилей в январе-июне 2022-го, но по мнению независимых экспертов в указанном периоде компания в сумме на двух своих автозаводах собрала не более 80 тыс машин, поскольку мощности АвтоВАЗ из-за срыва поставок компонентов большую часть времени с февраля и до начала июня простаивали.

Российский завод Hyundai простаивает по политическим причинам с начала марта, однако по итогам первых двух месяцев он мог выпустить около 40 тысяч машин.

По результатам выпуска машин на других автозаводах в России с начала 2022 года сведений слишком мало.

В течение 2022 года автозаводы Узбекистана и Казахстана будут активно наращивать выпуск машин на своих конвейерах, поскольку они не обременены международными ограничениями, от которых в настоящее время страдают предприятия в России и Беларуси, — считают эксперты.

Кроме того, компания UzAuto Motors вложила в производство автомобилей на новейшей платформе GM GEM на своих мощностях 620 млн долларов. С июля 2022 года в разгар кризиса на мощностях узбекской компании в Асаке стартовал массовый выпуск товарных образцов кроссовера Chevrolet Tracker, в начале 2023 года компанию ему составит седан Chevrolet Onix.

Исходя из приведенных данных, специалисты уверены, что география автомобильного производства в СНГ в ближайшие годы сильно изменится.


Реклама

В других СМИ

LIVE