NOVA24 LIVE
Вокруг Ташкента сотни предприятий загрязняли воздух

«Угрозы, светскость, права»: Узбекистан разработал Концепцию государственной политики в религиозной сфере — главное

Граждане смогу обсудить разработанный законопроект.

«Угрозы, светскость, права»: Узбекистан разработал Концепцию государственной политики в религиозной сфере — главное

31 января Законодательная палата Олий Мажлиса представила для общественного обсуждения проект закона о Концепции государственной политики по обеспечению свободы совести граждан и в религиозной сфере.

Общие положения

Концепция установит цели, задачи, принципы и приоритетные направления политики в религиозной сфере, а также воплотит конституционные положения о свободе совести и светском характере государства. Проект закона разработали с учётом богатого национально-исторического опыта и универсальных человеческих ценностей, он направлен на обеспечение стабильной среды, в которой многоконфессиональное и многонациональное общество Узбекистана может развиваться на основе демократии, светскости, свободы, равенства, социальной справедливости и единства.

По обновленной Конституции, Узбекистан является суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством. Статья 35 Конституции гарантирует свободу совести для всех, каждый человек имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.

Отмечается, что в светском государстве религиозные ценности также занимают важное место, они являются неотъемлемой частью культуры, образа жизни, традиций и морально-нравственных норм народа Узбекистана, передаваемых из поколения в поколение.

Религиозная вера, религиозная терпимость и гуманистическая сущность религий являются одними из моральных основ общества. Они способствуют укреплению единства народа, формированию уважения и добросердечных отношений в семьях.

Свобода совести как конституционное право может быть полноценно реализована только в светском государстве. Светское государство создаёт необходимую общественную среду для уважения, защиты и гармоничного развития религиозных ценностей и верований, — гласит проект Концепции.

В проекте концепции используются следующие основные понятия:

  • свобода совести — гарантированное конституцией право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
  • светскость — система норм и взглядов, основанная на свободе совести, свободомыслии, общечеловеческих ценностях, общественных интересах и принципах морали, закреплённых в Конституции и законах;
  • светское государство — государство, в котором гарантированы свобода совести, идеологическое и мировоззренческое многообразие, а органы государственной власти отделены от религиозных институтов и руководствуются Конституцией и законами при принятии решений;
  • светские ценности — совокупность общественных принципов, основанных на свободе совести, верховенстве закона, идеологическом многообразии, межконфессиональной терпимости и межнациональном согласии;
  • общественные интересы — осознанные потребности общества, направленные на обеспечение равных прав, свобод и законности для всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения и положения.

В документе также описана предыстория и текущее состояние обеспечения свободы совести в Узбекистане. В частности, в Узбекистане действуют более 2300 религиозных организаций 16 конфессий, проживают представители более 130 национальностей, обеспечены возможности получения образования на 7 языках, выходят в эфир программы на 12 языках, а газеты и журналы публикуются на 14 языках, говорится в проекте концепции.

Угрозы

Законопроект также отмечает ряд вызовов и угроз в этом направлении:

  • попытки навязать нормы религии в общественных отношениях, регулируемых на основе законов;
  • попытки поставить под сомнение равенство прав между мужчинами и женщинами;
  • отказ от выполнения гражданских обязанностей по религиозным мотивам;
  • игнорирование социальных норм, национальных и общечеловеческих ценностей;
  • ограничение прав на медицинское обслуживание, использование научных и культурных достижений, а также доступ к товарам и услугам;
  • неполное понимание некоторыми государственными служащими сути светского государства;
  • распространение незаконных идей, угрожающих развитию общества, единству и стабильности.

Кроме того, глобализация информационного пространства и рост миграции молодёжи ограничивают контроль над факторами, способствующими радикализации, указывается в проекте концепции.

Подобные ситуации могут представлять угрозу для единого народа Узбекистана, единства общества и государства, привести к несоблюдению законодательных актов, нарушению прав других граждан, изменению в негативную сторону отношения к правопорядку, ослаблению патриотических чувств и семейным конфликтам.

В то же время, отсутствие чётких принципов государственной политики в религиозной сфере может привести к разночтению и искажённой трактовке основ светского государства, росту противоречий в обществе и игнорированию научных и технологических достижений, подчёркивается в проекте. Игнорирование научно-технических достижений, их важности в развитии государства и общества, неспособность идти в ногу со временем осложняют реализацию неотложных задач, направленных на занятие страной достойного места на глобальной арене конкуренции.

Задачи и реализация госполитики

Целью государственной политики страны в религиозной сфере станет создание равных условий для реализации гражданами права на свободу совести, укрепление межконфессионального согласия, обеспечение религиозной толерантности и светскости общества. Основные задачи государственной политики в религиозной сфере:

  • обеспечение равенства всех граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения и положения. Исключение любой дискриминации по этим признакам;
  • укрепление единства и толерантности многонационального и многоконфессионального народа Узбекистана;
  • опора на принцип светскости при формировании внутренней и внешней политики государства;
  • запрет государственным служащим отдавать предпочтение какой-либо религии или дискриминировать граждан по религиозному признаку при выполнении служебных обязанностей;
  • обеспечение светского характера государственного управления, гражданской службы, вооружённых сил, правоохранительных органов, самоуправления граждан и других институтов общества;
  • поддержка межрелигиозного диалога и предотвращение насильственного навязывания религиозных убеждений;
  • борьба с радикализацией, распространением идей экстремизма и терроризма, защита прав, свобод и законных интересов граждан, а также общественного порядка.
  • среди принципов государственной политики в религиозной сфере указаны законность, свобода совести, отделение религии от государства, равенство, свобода мысли и выражения (граждане имеют право свободно выражать свои взгляды, если они не нарушают права других людей, законные интересы общества и государства), диалог и взаимопонимание.

Государство гарантирует свободу совести граждан и создаёт организационно-правовые условия для законной деятельности религиозных организаций. Предусмотрена координация взаимодействия государственных органов с религиозными структурами, а также сотрудничество в вопросах безопасного проведения паломнических поездок и религиозных церемоний.

Особое внимание будут уделять подготовке высококвалифицированных специалистов в религиоведческой сфере. В этой связи в государственных вузах будут открываться программы подготовки кадров, а также проводиться научно-просветительские мероприятия с участием отечественных и зарубежных ученых.

Для противодействия религиозной радикализации предусмотрены меры по борьбе с экстремизмом и терроризмом, в том числе через социальную адаптацию лиц, подвергшихся влиянию радикальных течений. Также будет усилена работа по выявлению и предотвращению распространения деструктивной идеологии в информационном пространстве.

Отдельное внимание уделено информационной безопасности. Власти примут меры по ограничению доступа к интернет-ресурсам, распространяющим экстремистские и разжигающие национальную, расовую, этническую или религиозную рознь материалы.

Концепция предусматривает ключевые условия для гармонии между свободой совести и общественными интересами. В частности, каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не придерживаться никакой при условии, что это не нарушает права и свободы других людей, а также общественный порядок. Религиозные взгляды могут выражаться как в частной, так и в публичной сфере, в том числе в рамках зарегистрированных религиозных организаций и мест богослужения.

При этом отмечается недопустимость использование религии в политических целях, включая создание партий или движений на религиозной основе, а также распространения религиозных догм в нарушение закона.

Развитие светского государства

Приоритетными направлениями развития светского государства определяются сферы государственного управления, регулирования экономики, образования, медицины и культуры, а также в сфере института брака и общественной морали и этики.

Светскость в государственном управлении предполагает принятие и реализацию управленческих решений на основе Конституции и законов, с учётом национальных и общечеловеческих ценностей, культурного наследия, общественных интересов и научно обоснованных подходов.

Это означает предотвращение влияния религиозных убеждений сотрудников государственных органов, вооружённых сил и правоохранительных структур на их профессиональную деятельность и выполнение функциональных обязанностей, обеспечение независимости судебной власти от национального, расового, политического или религиозного влияния и другое.

Светскость в регулировании экономики означает, что государственная политика и экономические отношения должны основываться на эмпирических данных, рациональном анализе, объективных наблюдениях и признанных экономических законах.

Светский подход в образовании предполагает, что процесс обучения, его организация и предоставление образовательных услуг основываются на научных знаниях и логическом мышлении, свободных от религиозных догм и убеждений. Он направлен на формирование у обучающихся уважения к разнообразию взглядов, национальным и общечеловеческим ценностям, а также на их вклад в общественное развитие.

Это предполагает недопущение ограничений на получение обязательного образования по каким-либо основаниям, развитие научного и интеллектуального потенциала молодёжи, уважение к национальным ценностям и общественным нормам морали, сохранение религиозной нейтральности в системе образования, недопущение принудительного навязывания религиозных взглядов и так далее.

Светскость в сфере медицины заключается в организации системы здравоохранения, предоставлении медицинских услуг и формировании медицинской культуры на основе научных исследований, доказательной медицины, медицинской этики и приоритета прав граждан на охрану здоровья.

Это предусматривает использование в медицинской практике только клинически и научно доказанных методов лечения, предотвращение препятствий для медицинского вмешательства на основе религиозных убеждений, формирование у граждан понимания того, что ненаучные методы лечения не могут заменить современные медицинские технологии.

Светский подход в сфере культуры заключается в развитии общества в соответствии с принципами гуманизма, уважения к природной среде, национальному и общечеловеческому культурному наследию. Это проявляется в поддержке традиций, литературного и музыкального искусства, хореографии, театра, кино и других форм художественного творчества.

Светскость в регулировании брачных отношений означает юридическую регламентацию брака на основе гражданского и семейного законодательства. Речь идёт об обязательной государственной регистрации брака перед проведением религиозных обрядов, строгом соблюдении принципа добровольного согласия на вступление в брак, запрет на многожёнство и полигамные браки, поддержке традиционных брачных отношений в соответствии с национальными ценностями и законодательством.

Светский подход к формированию социальных норм морали и поведения заключается в том, что каждый человек, независимо от своих личных убеждений, ведёт себя разумно в отношениях с другими людьми и обществом, уважает их права и свободы, включая право на свободу совести. Основой этого подхода являются идеи гуманизма, национальные и общечеловеческие ценности.

Что даст Концепция?

В результате реализации задач, предусмотренных концепцией, ожидается достижение следующих результатов:

  • создание условий для реализации гарантированного Конституцией права граждан на свободу вероисповедания или отказ от него;
  • укрепление верховенства закона в обществе, повышение эффективности защиты конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение социальной сплочённости, единства и предотвращение возможных конфликтов через превентивные меры;
  • совершенствование законодательства, регулирующего вопросы светскости, устранение правовых пробелов и противоречий;
  • минимизация факторов, препятствующих реализации принципов светского государства;
  • обеспечение свободы религии в условиях светского государства;
  • развитие организационно-правовых основ модели взаимодействия государства и религиозных конфессий на принципах религиозной терпимости и межконфессионального согласия;
  • совершенствование системы подготовки специалистов в области религии и религиоведения с учётом повышения их квалификации и другое.
  • организация выполнения целей и задач концепции возлагается на правительство Узбекистана, государственные органы всех уровней, организации, учреждения и местные органы власти.
  • в её реализации будут задействованы общественные организации, ННО, религиозные объединения, СМИ, научно-исследовательские учреждения и граждане.
  • для контроля за исполнением основных задач концепции решением палат Олий Мажлиса Узбекистана будет создана парламентская комиссия.

Для контроля за исполнением основных задач концепции решением палат Олий Мажлиса Узбекистана будет создана парламентская комиссия. Обсуждение продлится до 9 февраля.

В других СМИ