Свобода слова, налоги и ответственность: Какие права есть у блогеров?
Минюст рассказал, отвечает ли блогер за содержание комментариев к своим постам.
В Министерстве юстиции Узбекистана рассказали, какие права есть у блогеру, а также какую ответственность они несут.
Свобода слова у блогеров
В ведомстве отметили, что свобода слова в стране установлена на конституционном уровне, и блоггеры, как и все граждане, могут искать и распространять информацию. То есть для них нет особых прав или особых ограничений. Однако существуют свои требования к распространению информации, а также установленные законодательством правила.
Блогер не может использовать свой веб-сайт и (или) страницу веб-сайта или другой информационный ресурс в целях распространения информации, запрещенной законом, — отмечает Минюст.
В частности, блогерам недопустимо призывать к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Узбекистана, пропагандировать войны, насилие, терроризм, идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, разжигать национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, посягать на честь и достоинство граждан или деловую репутацию, вмешиваться в их частную жизнь и распространять иную информации.
В общем, ответственность за клевету и оскорбления не является процедурой, которая была введена в наш век интернет-технологий или только на территории Узбекистана, — говорится в сообщении.
Минюст также не исключил, что от ошибок никто не застрахован. Может произойти изменение ситуации и вследствие этого и информации, могут быть выявлены новые подробности. В таких случаях можно исправить ошибку, скорректировать информацию и даже дать опровержение самому себе. Если ошибка будет исправлена и никто не будет подавать иск, блогера к ответственности не привлекут.
Отвечает ли блогер за комментарии к своим постам?
Если в тексте комментариев, оставленных пользователями к постам, размещенным на странице блогера, а также в социальных сетях или мессенджерах обнаруживают незаконную информацию, Агентство по информации и массовым коммуникациям отправляет блогеру уведомление об удалении подобной информации.
Владелец информационного ресурса, а также блогер должны удалить запрещенную информацию не позднее 24 часов с момента получения уведомления, а также уведомить об этом АИМК.
Если блогер не удалит запрещенную информацию в течение 24 часов, АИМК может обратиться к администратору социальной сети или мессенджера либо подать в суд на удаление этой информации.
В целях защиты своих прав заинтересованные физические и юридические лица вправе потребовать от владельца публикации в блоге удалить комментарии, относящиеся к публикациям о них, которые носят клеветнический, оскорбительный или иной характер, запрещенный законодательством.
Статья 27 конституции устанавливает, что каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища, — отмечает ведомство.
Какая ответственность установлена за распространение дезинформации?
Согласно законодательству, за любую незаконную информацию, призывы к действию, оскорбление и клевету установлена соответствующая ответственность. При этом при распространении блогерами противоправной информации они могут быть привлечены к ответственности на основании общих норм, установленных для всех остальных.
Допустим, гражданин А. распространял клевету, оскорблял или нарушал неприкосновенность частной жизни С. через свой канал (группу) в сети Telegram из-за спора между ним и гражданином С. При первом совершении данного деяния гражданин может быть привлечен к административной ответственности, а при совершении после применения административного взыскания – к уголовной, — говорится в сообщении.
Размер ответственности может составлять от 50 (15 млн. сум) до 400-кратной БРВ (120 млн. сум) или лицу может грозить лишение свободы до трех лет.
Имеет ли блогер право заниматься рекламной?
Распространителем рекламы может быть физическое или юридическое лицо. Производство и размещение рекламы не считается лицензируемым видом деятельности, поэтому для оказания этих услуг лицензия не требуется.
Рекламная деятельность осуществляется на договорной основе. Стороны должны согласовать в договоре все условия рекламы, воздержаться от рекламы того, что запрещено законодательством.
Лица, зарабатывающие на рекламе, платят подоходный налог в размере 12% от своего дохода. Уплаченные налоги в полном объеме поступают в государственный бюджет.
При этом некоторые виды деятельности освобождаются от налога на прибыль: самозанятые лица, зарегистрированные в сфере информационно-коммуникационных услуг — деятельность в социальных сетях (PR-менеджер, интернет-маркетолог, продвижение и реклама в социальных сетях (SMM), администратор страниц в социальных сетях, аккаунт-менеджер, маркетолог, линк-менеджер, таргетолог, специалист по контекстной рекламе, директолог, планировщик медиа, SMO-специалист) освобождаются от подоходного налога.