«Позаботься о второй жене»: В Узбекистане раскритиковали «зашедшую в народе» рекламу
NOVA24.uz собрала реакции СМИ, блогеров и Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.
3 февраля в соцсетях распространились фотографии рекламных баннеров Elmakon, на которой компания предлагает «позаботиться о второй жене» и «просить технику для махр (имущество, которое жених выделяет невесте во время религиозного обряда бракосочетания).
При этом ранее подобную рекламу запретили в Ташкенте, после она появилась в Фергане, Андижане, Коканде и Карши.
Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей прокомментировал ситуацию.
Согласно данным, специалисты посчитали такую рекламу неэтичной и неуместной, противоречащей требованиями закона «О рекламе», а также нормам нравственности, устоявшимся в обществе.
Компании Elmakon выданы предписания о снятии рекламных баннеров с подобным контентом и на данный момент все рекламные баннеры сняты, — говорится в сообщении.
Elmakon ответила на запрос издания «PR.uz». В компании заявили, что народу реклама «очень зашла», а каждый из слоганов рекламы «имеет креатив с долей сарказма».
В Узбекистане машину считают второй женой, соответственно за ней нужно ухаживать. Подали в стиле сарказма, с разными аксессуарами для машин. Народу очень зашло, все репостят. Пропагандой может служить только если человек не понимает современных рекламных кампаний. Eсли бы поставили просто товар с ценой — никто бы не обращал внимания, — Азиз Абдумажитов, диджитал менеджер Elmakon.
Скандальную рекламу прокомментировали в проекте Nemolchi.Uz
Контекст «вторая жена-машина» также не должен распространяться рекламой. Это не пост-ирония и не креативная выдумка! В стране, которая стремится к гендерному равенству и улучшению положения женщин, приравнивание жён к машинам должно возмущать!
Пока мы относимся к женам, как к машинам, а «талантливые» пиарщики считают это очень остроумным, ничего в ситуации гендерного насилия не изменится. Зачем относится к невестке как к человеку, когда «сломается — заведем новую», — Нигина Худайбергенова.
Также свое мнение высказал создатель Telegram-канала «Пора валить / Azamat Today».
Не знаю, что хуже, «Сосу за копейки», или же это. Раньше у Elmakon был нормальный имидж, но теперь у меня о них совсем другое впечатление сложилось. Раньше, я их даже рекомендовал, но теперь я понимаю, с какой культурой там люди у руля.
Эта реклама — подстрекательство к нарушению законов. Все равно, что сказать: «Насилуй! Грабь!». Рекламу на грани этичных норм делают от того, что не могут придумать ничего более интересного. Это позиция слабых. Самое плохое, что они правы в том, что народу это зашло. Очень жаль.
Блогер Александра Иванюженко назвала ситуацию с рекламой «за гранью закона».
Компания Elmacon запустила сексистскую рекламную компанию в Долине. В Ташкенте ее запретил Антимонопольный комитет. Непонятно, почему реагирует антимонопольный, а не АИМК? И непонятно, почему только в Ташкенте, Долина — отдельный Эмират?
Народу заходит запрещать девочкам учиться и жить своей жизнью. Народу заходит делать человека рабом своей семьи, запрещая выходить на улицу. Народу заходит оправдывать насильников и абьюзеров, тем что женщина сама виновата. Давайте сделаем на основе этого рекламную компанию?
Стоит отметить, что многоженство в Узбекистане преследуется по закону. Сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства — наказывается штрафом от 50 до 100 БРВ, или исправительными работами до 3 лет, или ограничением либо лишением свободы до 3 лет.