NOVA24 LIVE
Олимпийская чемпионка Диёра Келдиёрова стала претенденткой на звание «Дзюдоистка года»

Почему дороги Узбекистана кривые и ухабистые — мнение экспрета

Больше половины предприятий по производству асфальтобетона не придерживается стандартам.

Почему дороги Узбекистана кривые и ухабистые — мнение экспрета
Фото: Sputnik

Представитель Агентства по техническому регулированию высказал своё мнение о качестве дорог в Узбекистане и рассказал, почему они неровные и покрыты ухабами и выбоинами, передает УзА.

Согласно данным, на территории Узбекистана есть 98 предприятий по производству асфальтобетонной продукции. Работа 70 процентов этих предприятий не соответствуют стандартам.

Мы изучили сферу дорожного строительства. В частности, на примере Бухарской и Навоийской областей изучена деятельность предприятий по производству асфальтобетона и качество автомобильных дорог. На самом деле качество и безопасность асфальтобетонных изделий регулируются 6 (EN, ISO, ГОСТ) международными стандартами, принятыми в 2020-2022 годах, — отметил эксперт.

В ходе исследований установили, что все 7 предприятий по производству асфальтобетона в Навоийской области не имеют лаборатории по контролю качества продукции. Кроме того, 4 из 11 предприятий, производящих асфальтобетонные изделия в Бухарской области, не имеют лаборатории по контролю качества продукции.

Многие предприятия используют сырье негарантированного качества. Например, предприятия не имеют возможности контролировать качество битума, который используется в качестве основного сырья при производстве асфальтобетонных изделий. Исходя из требований стандарта, каждая партия битума должна проходить испытания. Вышеуказанным предприятиям внесены представления об устранении выявленных недостатков.

Согласно проекту, в Бухарской области на объекте реконструкции 16,5 км вновь строящейся автомобильной дороги «Бухарская кольцевая дорога», один слой асфальтобетона должен быть толщиной в 9 см. Однако в ходе изучая выяснилось, что толщина составляет 7 см.

Также при изучении готовых участков дороги было обнаружено наличие ям, трещин и неровностей. По правилам, температура горячей асфальтобетонной смеси при укладке устанавливается на уровне 150-160 градусов, однако на местах температура смеси, подвозимой в каждом грузовике, на практике не контролируется.

Эксперты провели анализ документов об испытаниях и заключений, выданных частными аккредитованными испытательными лабораториями асфальтобетонных изделий, и выявили ряд недостатков. В частности, ООО Navoiy qurilish sinov в Навоийской области выдало заключение по 4 требованиям стандарта на асфальтобетонные изделия и ООО Navoiy zamon standart по 2 показателям без проведения испытаний.

В Бухарской области ООО Buxoro maxsus sinov qurilish laboratoriya разрешило использование асфальтобетонного изделия, как соответствующего требованиям по показателю трещиноустойчивости и выдало сертификат (норма 3,5%, на самом деле было 3,3%). При этом сотрудники не проверили показатели связующего битума.

Изучен опыт страны-лидера дорожного строительства Германии. Строительство дорог в Германии регулируется стандартами DIN, EN, ISO, BS. Обеспечение беспрепятственного, высокоскоростного транспортного потока является общим практическим правилом при проектировании автодорог. Большинство автобанов имеют дорожное покрытие толщиной 68 см из морозостойкого бетона или битумного покрытия. При строительстве автомобильных дорог слои грунта изучаются.

Из 7 500 миль (12 050 км) автомагистралей Германии 25 процентов составляют бетонные покрытия. Инспекторы периодически осматривают каждый квадратный метр на автомобилях, оснащенных высокотехнологичным оборудованием для сканирования дорог. При обнаружении трещины или другого дефекта заменяется весь участок дороги. В Германии для выбора толщины бетонного покрытия и других деталей в зависимости от интенсивности движения используется каталог. Этот каталог обновляется каждые 10 лет.

Общая толщина покрытия, которая должна быть соблюдена в соответствии с требованиями немецкого каталога, представляет собой сумму толщины бетонной поверхности, базового слоя (обработанного цементом, обработанным или необработанным асфальтом) и слоя защиты от мороза. Толщина морозозащитного слоя зависит от климата региона и чувствительности подпочвенного слоя к морозу. Общая толщина покрытия обычно составляет от 22 до 35 дюймов (от 55 до 90 см).

На основании изложенного Государственному комитету автомобильных дорог было предложено изучить немецкие стандарты и представить заключение в Кабинет Министров и Агентство по техническому регулированию относительно их внедрения в республике.

Также в Государственный комитет автомобильных дорог было внесено представление об устранении фактов нарушений. На основе опыта Бухарской и Навоийской областей предложено провести государственную проверку и принять действенные меры на 98 предприятиях по производству асфальтобетона в республике, провести лабораторные испытания каждой партии битумной продукции в регионах и предложено создать испытательную лабораторию на предприятиях по производству асфальтобетона. Но пока никаких ответов и результата нет.

Ранее сообщалось, что в Ташкенте раскрошились новые тротуары и велодорожки. Убранной пылью могут заделать ямы на дорогах.

В других СМИ