Новый закон защитит права пользователей интернета
Специалист АИМК разъясняет ключевые положения проекта закона о правах граждан на онлайн-платформах.

Сегодня современные информационные технологии, в частности интернет, мобильные устройства и различные гаджеты, стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Это позволяет не только общаться друг с другом, но и искать, получать, использовать огромное количество информации и даже совершать покупки в сети.
Однако рост возможностей интернет приводит и к некоторым негативным последствиям. В частности, при использовании онлайн-платформ каждый пользователь сталкивается с риском кибербуллинга, идей насилия, экстремизма и терроризма, ложной информации, угрожающей общественному порядку или безопасности, а также разжигающей национальную или религиозную рознь, информации, пропагандирующей торговлю и потребление наркотических средств и психотропных веществ, и другого противоправного контента.
В связи с этим возникает вопрос: как защищаются права пользователей онлайн-платформ в условиях роста интернет-зависимости? Кто будет выполнять эту ответственную задачу?
Из мирового опыта видно, что в различных странах наблюдается тенденция принятия законов, направленных на защиту прав пользователей сети интернет и регулирование деятельности онлайн-платформ и сайтов. Например, в Европейском Союзе принят Закон «О цифровых услугах» (2022), в Казахстане — «Об онлайн-платформах и интернет-рекламе» (2023), в Сингапуре — Кодекс безопасности Интернета (2021).
В то же время в Узбекистане подготовлен и опубликован для общественного обсуждения проект закона «О защите прав пользователей онлайн-платформ и сайтов».
Целью данного закона является регулирование отношений в сфере защиты прав пользователей онлайн-платформ и сайтов, действующих на территории Республики Узбекистан.
Данный закон не распространяется на отношения, связанные с защитой исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, а также на сайты государственных средств массовой информации в сети Интернет.
Что принесет принятие данного закона населению?
- Определен ряд важных понятий, связанных со сферой СМИ (инфлюенсер, владелец онлайн-платформы, общественное сообщество на онлайн-платформе и его модератор, служба мгновенных сообщений, спам-ресурс). До настоящего времени данные понятия были абстрагированы в действующем законодательстве.
- Определен уполномоченный государственный орган в сфере защиты прав пользователей интернет-площадок и сайтов. Работа в этом направлении возложена на Агентство информации и массовых коммуникаций.
- Уточняются правовой режим деятельности интернет-площадок, их обязанности по борьбе с противоправным контентом (взаимодействие с правоохранительными органами, особенности защиты персональных данных на интернет-площадках, конкретные механизмы подачи и рассмотрения жалоб пользователей интернет-площадок, процесс модерации контента).
- В число обязанностей владельца интернет-площадки вводится порядок «назначения представителя для взаимодействия с уполномоченным органом» и «принятия мер по противодействию распространению противоправного контента на территории Республики Узбекистан».
- Устанавливается порядок отнесения информации к противоправному контенту, прекращения ее размещения и распространения. Данный процесс разделен на следующие этапы: направление предписаний об удалении противоправного контента, приостановление деятельности учетной записи или публичного сообщества, конкретные основания, порядок и механизм снижения скорости использования онлайн-площадки на территории Узбекистана, а также порядок ограничения доступа к сайту, размещающему и (или) распространяющему противоправный контент.
- При этом дается определение противоправного контента, распространение которого запрещено на онлайн-площадках и сайтах на территории Узбекистана. Владелец сайта или пользователь онлайн-площадки или модератор публичного сообщества обязаны удалить противоправный контент, указанный в предписаниях уполномоченного органа, прекратить его размещение и распространение.
- Владелец онлайн-площадки и (или) его представитель, пользователь онлайн-площадки и владелец сайта имеют право обжаловать предписания и представления уполномоченного органа в суде. Владелец онлайн-площадки и (или) его представитель, владелец сайта имеют право высказывать свое мнение относительно выводов уполномоченного органа.
- Определены права и обязанности инфлюенсеров и владельцев сайтов:
- проверять достоверность размещаемого и распространяемого контента до его обнародования;
- не допускать размещения заведомо ложной информации, ведущей к унижению достоинства человека или его дискредитации, либо наносящей вред деловой репутации организаций, посредством их аккаунта, публичного доступа не размещать и не распространять на своем аккаунте или сайте, а также не допускать их размещение и распространение;
- осуществлять мониторинг своего аккаунта, публичного сообщества или сайта, на котором размещена информация, находящаяся в свободном доступе для всех, включая разделы, предназначенные для оставления пользователями мнений и комментариев, с целью выявления противоправного контента, а в случае его обнаружения принимать меры к немедленному удалению;
- не допускать размещения и (или) распространения на своем аккаунте и (или) публичном сообществе или сайте противоправного контента;
- удалять недостоверную информацию в случаях ее размещения или распространения либо на основании обращений граждан, юридических лиц и государственных органов ставить на изначально размещенном контенте, содержащем недостоверную информацию, специальную информационную отметку о том, что этот контент является недостоверным;
- в случаях подтверждения факта размещения или распространения недостоверной информации, порочащей честь и достоинство или деловую репутацию физических и юридических лиц, публиковать опровержение в соответствии с их запросом;
- размещать соответствующую информацию в открытом виде для всеобщего сведения для обжалования и повторного обращения и т.д.
- Определены действия граждан при обнаружении в сети интернет недостоверной информации. В частности, физическое или юридическое лицо (их представители), о котором на интернет-площадке или сайте размещена недостоверная информация, вправе обратиться к владельцу сайта или модератору публичного сообщества либо владельцу интернет-площадки и (или) его представителю с требованием об удалении недостоверной информации. В случае отказа в удалении недостоверной информации лицо вправе обратиться в суд в установленном порядке.
Принятие данного закона позволит создать правовую основу для деятельности интернет-площадок в нашей стране и ввести нормативно-правовую базу регулирования отрасли. При этом эффективное взаимодействие государственных органов и интернет-площадок позволит создать здоровое информационное пространство, оперативно пресекая распространение противоправного контента в сети интернет.
Ведущий специалист АИМК,
Ботир Гофуров
Комментарии