16 февраля 2024, 13:42 Узбекистан

Нацгвардия взялась за школы из-за плохого воспитания детей

Произвол учеников выходит далеко за рамки адекватности.

Нацгвардия взялась за школы из-за плохого воспитания детей
Фото: NOVA24

Представители Нацгвардии рассказали NOVA24, почему силовая структура вынуждена следить за детьми в школах, а не обеспечивать порядок на улицах.

По словам правоохранителей, Нацгвардия по своему правовому статусу является не просто специальным родом войск Вооруженных Сил, но еще и наделена отдельными правоохранительными функциями в сфере общественной безопасности и профилактики правонарушений.

Поскольку охрана общественного порядка, защита прав и свобод, обеспечение безопасности граждан являются основными задачами Национальной гвардии, то и выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений, в том числе, со стороны несовершеннолетних, также входит в круг задач гвардии, очерченный законом, — говорится в сообщении.

Из 133 несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности в январе 2024 года, 81 человек — это учащиеся школы, что составляет 61% от общего количества несовершеннолетних правонарушителей.

Дети совершали такие преступления как: хулиганство (17), грабеж (4), угон транспортных средств (4), кража (53), разбой (1), мошенничество (7), причинение тяжких телесных повреждений (1).

Напрашивается вывод, что в основном противоправными деяниями учащиеся совершали в то время, когда должны были находиться на уроках в школах. При этом местом совершения были общественные места: улицы, парки, рынки и другие торговые точки, а также увеселительные заведения, — отметили в ведомстве.

За январь 2024 года у школьников изъяли почти 350 ножей, кастетов и других предметов, которыми можно причинить серьезный вред здоровью, вплоть до летального исхода. Подростки приходят в школу с целым арсеналом оружия.

У школьников также обнаружили не только сигареты и снюсы, но и сильнодействующие лекарственные препараты. Дети самовольно, а иной раз с разрешения родителей, берут автомобиль и устраивают гонки на дорогах.

Видео «разборок» между школьниками прямо в школе то и дело появляются в соцсетях. Появляются также видео издевательств или избиений педагогов учениками или их родителями. Главной причиной таких ситуаций назвали родителей.

О безразличии родителей к воспитанию и образованию своих детей написала учительница одной из самаркандских школ:

Конечно, то, что мы дошли до такой ситуации, что приходится подключать Нацгвардию, ужасно. Но за эти дни, лично в моем классе улучшилась посещаемость. До родителей не достучаться, на собрание приходят единицы. По субботам по 10 учеников не приходят в школу. Сидят в телефонах. Учиться не хотят. Единицы стараются. В классы захожу ради 5-6 учеников, которым знания нужны. Из 35 учеников 5, это капля в море! Меня поражают не дети, а их родители!

Начальник Центра психологического обеспечения деятельности Нацгвардии Ирода Арифходжаева, имеющая почти 30-летний опыт практики в сфере психологической работы с семьями, убеждена, что все проблемы современных школьников уходят корнями в проблемы их родителей.

Все детские травмы и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, поступки, переходящие границы социальных норм и закона, разного рода аддикции и даже фрустрации уже потом, в старшем возрасте – итог отношения к ребенку со стороны его родителей, — сказала она.

По ее словам, часто можно увидеть или услышать от подростков завышенные требования к окружающим, потребительское отношение к людям, ожидания каких-либо благ, обычно материальных, несоразмерных их способностям и возможностям. И это тоже результат семейного воспитания, точнее, его отсутствия.

Дети смотрят легкомысленные сериалы, ролики в интернете, где у героев есть все – слава, деньги, социальное положение. И родители не удосуживаются объяснить, что цена успеха – тяжелый изнурительный труд. Многие просто удовлетворяют запросы своих деток, чтобы те были «не хуже других», — сказала психолог.

Специалист отметила, что из-за этого у детей меняется отношение к одноклассникам, а у одноклассников — к ребенку. Помимо этого, она упомянула родителей, которые на глазах своего ребенка грубо обращаются с окружающими, с учителями. В итоге ребенок получает неверные установки, вырастает эгоцентричным, эгоистичным.

По словам Арифходжаевой, если у семьи пропадает материальный достаток, бесполезно ждать от детей какого-то понимания, сочувствия, сострадания — в нем не взрастили этих качеств, ему это не привили.

Задача Нацгвардии — работать как раз с такими семьями. Тем более, что у нас есть накопленный опыт психологического сопровождения и психокоррекционной работы с воспитанниками домов «Мехрибонлик» и приемными или заменяющими семьями, налажен механизм, есть инструменты и ресурсы, — закончила психолог.

С проблемой неуважительного отношения сталкиваются учителя не только в Узбекистане.

В Южной Корее учителя выступили с протестом против принятого в 2014 году закона о защите детей, согласно которому учителей, обвинённых в жестоком обращении с детьми, отстраняют от работы немедленно. Толчком к протестам стало самоубийство 23-летней учительницы начальных классов одной из школ Сеула.

В результате в августе 2023 года приняли закон, защищающий учителей от жестокого обращения со стороны родителей учащихся.

Родители эксплуатируют закон о защите детей, болезненно воспринимают замечания о поведении своего ребенка и, случается, выдвигают ложные обвинения в чрезмерной жестокости со стороны учителя.

В Узбекистане значительным шагом в защите учителей стало принятие Закона «О статусе педагога». Так, государство гарантирует защиту прав, чести, достоинства и деловой репутации педагога, а по статье 6 закрепили право «требовать уважительного отношения к профессии педагога со стороны обучающихся и их родителей (законных представителей)».

За воспрепятствование получению детьми образования предусмотрено наказание вплоть до штрафа в 25 БРВ или ареста на 15 суток.

В других странах правила строже:

  • в Великобритании родителей могут оштрафовать на сумму от 60 фунтов стерлингов до 2500 фунтов (от 940 тыс сумов до 40 млн сумов) за то, что они забрали детей из школы на определенное количество дней вне каникул. Размер штрафов увеличивается, если они не платятся в течение 21 дня. Через 28 дней возможно судебное преследование.
  • в Австрии школьное обучение обязательно в возрасте от 6 до 15 лет. Если школа зафиксирует отсутствие школьника на уроках более трех дней подряд, родители могут столкнуться со штрафом от 110 до 400 евро или лишением свободы сроком до двух недель. Более трех пропусков школьных занятий без уважительных причин могут быть квалифицированы как административное правонарушение.
  • во Франции родители, которые не могут оправдать отсутствие ребенка или солгут об этом, рискуют получить штраф в размере 135 евро. Если пропуски ставят под угрозу обучение ребенка, родителям может грозить два года заключения и штраф в размере до 30 000 евро.
  • в Германии обучение в школе обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет. Родителей могут оштрафовать за то, что забрали детей из школы без личного разрешения директора. Повторные нарушители могут быть привлечены к серьезной ответственности. Штрафы зависят от федеральной земли Германии и варьируются от 35 евро в день в Бремене и до 2500 евро в Берлине.
  • в Нидерландах за прогул ребенка на родителей могут наложить штраф в размере 100 евро в день до 600 евро на семью за неделю и 900 евро за две недели.
  • в Испании прогул в школах может привести к штрафам, тюремному заключению от трех до шести месяцев и, в крайнем случае, даже к лишению родительских прав.

Ранее сообщалось, что офицеры Нацгвардии будут оценивать моральное состояние, посещаемость и условия обучения детей.

Также руководство махаллей будет ходить по домам прогульщиков школ. «Махаллинская семёрка» будет заранее выявлять будущих возможных преступников.

Читайте также — «Иммунитет от преступности»: школьники перестанут гулять по улицам. Чиновники решили внедрить систему осмысленного проведения свободного времени.

В других СМИ

LIVE