Как связана бедность региона и качество знаний учащихся?
Специалисты рассказали, что проблемы можно решить инвестируя в науку.
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировали взаимосвязь между качеством образования и показателями социально-экономического развития.
За основу исследования, отражающего качество образования, взяли баллы, набранные абитуриентами на вступительных экзаменах за 2022-2023 учебный год, а в качестве показателей социально-экономического развития — доходы населения, уровень безработицы, охват дошкольным образованием и урбанизацию.
Результаты анализа показали, что показатели социально-экономического развития и грамотности населения взаимосвязаны.
Районы с низким процентом дохода на душу населения, уровнем занятости, охватом детей в возрасте 1-6 лет дошкольной образовательной организацией большой процент абитуриентов с низким баллом.
Отмечается, что урбанизация играет важную роль в экономическом развитии страны. Размещение производственных и обслуживающих предприятий в городах служит созданию в них постоянных рабочих мест и благосостояния по сравнению с сельской местностью. Это обеспечивает им высокие социальные показатели, в том числе качество образования.
Анализ показал, что Навои, Нукус и Бухара могут быть показательными для других регионов страны по качеству среднего и среднего специального образования. В этих городах средний балл выпускников в 2023 году находился в диапазоне 89,9-94,3.
Среди выпускников 2023 года Бухарская область лидирует по качеству образования, выпускники области набрали в среднем 85,6 балла на вступительных экзаменах. Такая же ситуация в Навоийской, Ферганской областях, Ташкенте и Каракалпакстане. Средний балл выпускников в этих регионах находился в диапазоне 77,0-83,4. В Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Андижанской и Ташкентской областях средний балл составил 69,5-72,7.
Наивысший средний проходной балл, полученный абитуриентами на основе гранта, по юриспруденции (177 баллов), экономике (160 баллов), гуманитарным наукам (158 баллов), здравоохранению (157 баллов), искусству (154 балла), самые низкие показатели зафиксировали в сферах ирригации и мелиорации (92 балла) и сельскохозяйственного машиностроения (93 балла).
Полученные результаты еще раз подтверждают, что все, от проблем быта до недостатков в социально-экономическом развитии, можно решить, вкладывая средства в науку, — отмечается в сообщении.
Ранее выяснилось, как изменилась система здравоохранения Узбекистана за пять лет. Эксперты ИПМИ проанализировали показатели.