Как развитие науки, образования и инноваций будет гарантировать прогресс — ответ доктора наук
Людмила Югай рассказала, что образованная молодежь – это потенциал развития страны.
Доктор юридических наук Людмила Югай рассказала, что устойчивое развитие науки, инноваций и образования — гарантия прогресса Узбекистана.
По словам эксперта, на сегодняшний день только те государства, которые развивают качество образования, совершенствуют научно-инновационный потенциал, могут обеспечить достойные условия жизни своих граждан, гарантировать прогресс во всех сферах жизни общества. Регресс и стагнация в сфере образования и науки отрицательно влияют на все стратегические направления деятельности государства, начиная от экономики заканчивая обороноспособностью страны.
Образованная молодежь – это потенциал развития страны. В Узбекистан более 19 млн молодых людей в возрасте до 30 лет, они составляют 55% населения. Сейчас ежегодно на рынок труда выходят 600 тыс молодых людей, а в ближайшие 10 лет эти показатели достигнут 1 млн . В связи с чем, немаловажное значение для будущего страны имеет качество образования молодого поколения, их научная квалификация, а также уровень владения инновационными технологиями.
По сравнению с 2015 годом наблюдается рост национального охвата детей дошкольного возраста более чем на 39 %. Однако, с учетом динамичного прироста населения необходимо последующее расширение охвата детей дошкольным образованием.
Доктор юридических наук обратила внимание, что в предвыборной программе кандидата от Социал-демократической партии «Адолат» Робахон Махмудовой предусматривает важные для страны вопросы развития образования, науки и инноваций.
Формирование образования любого ребенка помимо семьи закладывается в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с чем, предлагается увеличить охват детей дошкольным образованием, а также ликвидировать системы очередей в дошкольных учреждениях.
Кроме того, важную роль играет качественное школьное образование, которое служит основной базой для последующего высшего образования. Государство уделяет особое внимание совершенствованию содержания школьной программы, материально-техническому оснащению, стимулированию преподавательской деятельности.
За последние семь лет отремонтировали и реконструировали 4766 школ, улучшена их материально-техническая база. При этом, к 2022/2023 учебному году количество средних школ в стране составляет 10 522, а за последние 5 лет их число увеличилось на 748. Вместе с тем создали около 200 президентских, творческих и специализированных школ, а также 400 частных школ. В общей сложности, за период 2017-2021 годы количество негосударственных общеобразовательных организаций в стране увеличилось почти в 5 раз.
В сфере предлагается повысить престиж учителей, а также их роль в жизни общества. Для решения данной задачи она считает приоритетным принятие закона «О статусе учителя». Статья 52 новой редакции Конституции гласит, что государство должно защищать честь и достоинство педагогов, заботиться об их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте.
С учетом, резонансных случаев избиения, унижения чести и достоинства учителей важно четко определить правовой статус учителя, обеспечить меры их социальной и материальной поддержки, а также предусмотреть ответственность за посягательство на их честь и достоинство.
Кроме того, предлагается провести последовательную реформу школьного образования на основе международных образовательных программ, усовершенствовать действующие стандарты школьного образования. В частности, в начальных классах внедрить новую учебную программу, основанную на международном опыте. Количество предметов в старших классах сократить с 16 до 11, обеспечить межпредметную и межклассную интеграцию учебных программ с внедрением 11 обязательных и 2 факультативных предметов.
В предвыборной программе предлагаются меры по расширению доступа к высшему образованию для всех, независимо от их социального положения в обществе, а также закрепляются гарантии того, что малообеспеченная талантливая молодежь, проживающая в отдаленных от центра селах, получившая отличные оценки, оставшаяся без попечения родителей, получит высшее образование за счет государства.
За последний период времени в Узбекистане провели широкомасштабные преобразования в данной сфере. За прошедший период в результате реформ в системе высшего образования уровень охвата высшим образованием был увеличен с 9 % до 39 %, количество высших учебных заведений увеличилось с 77 до 210, прием в них увеличился почти в 5 раз, а количество студентов увеличилось на 1 миллион.
Вместе с тем, в 2023 году на основе государственного гранта в государственные высшие учебные заведения на бакалавриат могут поступить 34 860 человек, в магистратуру 8 923.
Робахон Махмудова подчеркнула необходимость обеспечения неразрывной связи системы «наука-образование-производство» посредством развития науки и инноваций. Высокотехнологичные производства, основанные на научных исследованиях, являются предметом особой заботы ведущих стран мира, что существенно влияет на показатели их развития, обеспечивая их конкурентоспособность на мировом рынке. Как правило, качество продукции зависит от технологий, которые сами обусловлены уровнем развития научных исследований и проектов, а последние в свою очередь полностью основаны на потенциале ученых и инженеров, профессионализм и компетентность которых определяется системой образования.
К примеру, такие развитые государства, как Швеция, Швейцария, Израиль, Финляндия, Нидерланды, сделали научно-технический прогресс основой своей государственной политики и залогом высокого жизненного уровня населения.
Кроме того, в предвыборной программе представлена важность коммерциализации научных и инновационных разработок, взаимодействия науки, образования и промышленности остается относительно низким. В современных условиях более 80 % прироста ВВП развитых стран достигается за счет применения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в производство.
Стремительный прогресс экономики и благосостояния Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Китая и Индии в значительной степени обусловлен развитием национальной науки. В Южной Корее за 15 лет масштаб проводимых научных исследований возрос почти в 17 раз. При этом Китай является вторым не только по экономике, но и по научным достижениям центром мировой науки, обогнав по затратам на научные исследования и объему научной продукции Японию, бывшую в течение многих лет основным конкурентом США.
В Узбекистане ускоренное развитие рыночной экономики также влечет необходимость более широкого использования имеющегося потенциала в коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений страны.
Развитие коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности предусматривает за собой необходимость обеспечения авторских прав, соблюдения коммерческой тайны. В связи с чем, кандидат от СДП «Адолат» обещает принять меры по охране объектов интеллектуальной собственности, усилению государственного и общественного контроля за случаями нарушения авторских прав. Развитие сферы интеллектуальной собственности является значительным условием интеграции нашей страны в мировое сообщество. При этом необходимо совершенствование правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, принятие мер по правонарушениям, совершаемым в сфере, повышение материальной заинтересованности авторов и других творческих работников, а также защита прав зарубежных компаний на интеллектуальную собственность.
Кроме того, в программе важное место отводится вопросам укрепления экономического развития государства, основанном на фундаментальных научных достижениях в медицине и здравоохранении, сельском хозяйстве, безопасности продуктов питания и биотехнологии, гидрологии и водных проблемах, энергетике, альтернативной энергетике и ресурсосберегающих технологиях, экологии и охране окружающей среды.
Данные научные направления обеспечивают здоровье нации, продовольственную, экологическую, а также энергетическую безопасность страны. Вопросы необходимости широкого развития альтернативной энергетики и сохранения экологического баланса на сегодняшний день имеет особую актуальность не только в будущем. Данные проблемы широко обсуждаются на сегодняшней повестке дня. В связи с чем, возникает назревшая необходимость в научно обоснованных предложениях и инновационных подходах к решению данных вопросов.
Качество образования, научные исследования и разработки, а также технологии и инновации представляют собой стержень развития экономики и общества любого передового государства. Программа кандидата от СДП «Адолат» определяет, что гарантией прогресса страны является устойчивое развитие науки, инноваций и образования. Наука на сегодняшний день выступает в качестве реальной экономической силы, определяющей динамику развития государства, его положение и авторитет на мировой арене.
В Узбекистане именно образованная молодежь с высокими компетенциями, ученые с их передовыми инновационными проектами являются ключевым фактором формирования экономики, основанной на знаниях.
доктор юридических наук,
Людмила Югай