Доктор наук объяснила, как новая Конституция будет гарантировать высокий статус учителя в обществе
По словам Ранохон Турсуновой, сейчас профессия педагога не является одной из востребованных.
Доктор исторических наук, доцент кафедры «Политология» УМЭД, Ранохон Турсунова пояснила, как будет гарантироваться высокий статус учителя в обществе на конституционном уровне.
В статье 52 новой редакции Конституции указывается, что в Узбекистане труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа. Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте.
В предлагаемой норме новой редакции Конституции признается труд учителя как основа развития общества и государства. В ходе реформирования системы непрерывного образования было акцентировано внимание на укрепление статуса учителя как носителя не только образования но и приумножения духовного и культурного потенциала народа.
Повышенное внимание к учителю и поднятию уровня статуса данной профессии в настоящее время обусловливается целым рядом причин, среди которых неопределенность его положения в обществе, другими словами, социального статуса, а и неудовлетворенность общества данной неопределенностью.
Населению свойственно давать субъективную оценку привлекательности той или иной профессии, наделять ее разным престижем, выражающим степень уважения и почета.
Несомненное благородное предназначение профессии учителя и гуманистическая роль в жизни каждого человека позволяют говорить о высоком предписанном статусе с точки зрения ценности и содержания труда. Но как же обстоят дела на самом деле? — Ранохон Турсунова.
По ее словам, к сожалению, профессия учителей школ не является одной из востребованных. В первую очередь, это связано с оплатой труда учителей, которая условиях рыночной экономики является очень низкой ценой для лиц, окончивших вузы. Зачастую учителями становятся те выпускники, которые не смогли найти другую высокооплачиваемую работу.
Невысокая заработная плата также подталкивает учителей на поиск новых источников заработка. Многие учителя выполняют дополнительную работу, путем увеличения часовой нагрузки, преподаванием еще в одной образовательной организации и т.д.
Попытки педагогов улучшить свое материальное положение за счет освоения дополнительных видов деятельности нередко оборачиваются накоплением хронической усталости и, соответственно, снижением качества преподавания. Падение интереса к работе, ухудшение взаимоотношений с окружающими, разочарование в жизни и судьбе, скептическое мнение о заинтересованности государства и общества особенно характерны для малоимущих учителей.
Они становятся трансляторами социального пессимизма, носителями конфликтного потенциала в человеческих взаимоотношениях, образцами нетерпимости и агрессии.
Однако проблемы остаются, одной из которых является отношение родителей к учителям. Сейчас родители все более склонны обвинять во всех бедах самих преподавателей, защищая своих детей, даже если они не правы. Иногда в соцсетях оскорбления учеников стараются маскировать под злоупотребления самих преподавателей. Стоит согласиться, что встречаются случаи неадекватного поведения и со стороны некоторых преподавателей, которые применяют недопустимую методику в своей профессиональной деятельности.
В целом в обществе накопилось немало проблем, которые необходимо решать на правовом уровне, с целью формированию в обществе привитие соответствующей культуры уважения и почитания учителей.
В этой связи невозможно переоценить профессию учителя в нашем обществе. На сегодняшний день образованность пользуется высоким спросом, которое рассматривается как источник социального, экономического, политического и культурного развития общества.
Необходимо отметить, что большая работа сегодня уже проведена с целью социальной защиты учителей. Так, на сегодняшний день устранена проблема привлечения учителей, особенно в регионах к сбору хлопка, благоустроительным общественным работам и т.д.
Кроме того, учителям предоставили льготную ипотеку сроком на 20 лет для покупки квартир с трехлетним льготным периодом и процентной ставкой в первые пять лет — семь процентов годовых, а в последующем — в размере ставки рефинансирования ЦБ. Члены семьи педагогов могут рассчитывать на льготные кредиты для предпринимательской деятельности, организации теплиц, покупки крупного рогатого скота и птиц по программе «Каждая семья — предприниматель».
Работники системы народного образования могут получать потребительские кредиты для покупки автомобиля и на другие цели. Также новшеством стало денежное поощрение педагогов. Учителям, которые подготовили призеров региональных, республиканских и международных предметных олимпиад, выплачивают единовременные денежные премии от пяти до 50 МРЗП. А тех, кто внес вклад в развитие образования, и тех, кто получил государственные награды, обеспечивают льготными путевками в оздоровительные санатории.
Руководство страны для стимулирования труда педагогов стало полностью выплачивают пенсии работающим учителям. За последние несколько лет размер заработной платы увеличен в 2,5 раза. В свою очередь учителям, которые работают в отдаленных районах, выплачивают надбавку до 50 процентов.
Ответом со стороны государства на вопрос каким образом необходимо усилить статус учителя в обществе и сделать данную профессию привлекательной как раз и является закрепление в основном законе заботы о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте.
Таким образом, введение поправки в новую редакцию Конституции служит основанием для проведения коренного реформирования системы непрерывного образования Узбекистана, а профессию учителя сделать одну из самых авторитетных и уважаемых нашем в обществе, чтобы учителя в свою очередь заботились об образовании и воспитании подрастающего поколения, — заключила Ранохон Турсунова.
Доктор исторических наук,
доцент кафедры «Политология» УМЭД,
Ранохон Турсунова