Что дала финансовая и академическая свобода вузам Узбекистана?
Учебные заведения теперь вправе сами разрабатывать и утверждать образовательные программы.
В последние годы высшим учебным заведениям в Узбекистане предоставили финансовую и академическую независимость, что существенно повлияло на повышение качества образования.
С 2022 года 39 университетов получили академическую и финансовую независимость, это позволило им обеспечить финансовую стабильность и укрепить материально-техническую базу. Теперь они могут самостоятельно решать вопросы определения параметров приема на основе контракта, и добиться большей гибкости и адаптации к потребностям студентов.
Какие еще преимущества имеет академическая свобода?
Одним из важных изменений стало введение процедуры самостоятельной разработки и утверждения образовательных планов и учебных программ в каждом вузе, что позволит университетам создавать образовательные программы, которые лучше соответствуют современным требованиям и потребностям рынка труда.
В рамках проекта «Цифровой университет» внедрена «Информационная система управления процессом высшего образования» (HEMIS — Higher Education Management Information System). Она способствует оцифровке системы управления высшим образованием и автоматизации множества процессов.
Онлайн-организация процессов приема также стала реальностью благодаря разработке и внедрению информационных систем в академических лицеях, профессионально-технических училищах и магистратуре. Это значительно облегчает процесс приема и повышает его эффективность, уменьшая бюрократическую нагрузку на администрацию и ускоряя принятие решений.
Кроме того, базы данных об учащихся и преподавателях были интегрированы в систему «электронного правительства», что позволяет более чем 10 министерствам и ведомствам использовать эту информацию.
Введение академической независимости и оцифровки образовательных процессов являются важными шагами на пути повышения качества образования. Благодаря этим изменениям университеты получили больше свободы и возможностей в разработке образовательных программ, а студенты и преподаватели — современные инструменты для эффективного обучения и исследований.
Это способствует развитию образовательной системы в целом и формированию конкурентоспособных специалистов, готовых к современным вызовам и требованиям общества.
Таким образом, академическая свобода вузов имеет следующие преимущества:
- позволяет преподавателям и студентам проводить исследования в различных областях знания без вмешательства или цензуры и получать новые знания, проводить новые научные открытия.
- помогает формированию и развитию у студентов критического мышления и способности анализировать информацию, выражать свои мнения и аргументировать свои идеи, что, в свою очередь, позволяет развивать независимое мышление и способность к самостоятельной оценке исследовательской работы.
- способствует появлению и выражению разнообразных мнений и идей. Вузы, где приветствуется свобода мысли, создают атмосферу, в которой студенты и преподаватели могут свободно обсуждать различные точки зрения и исследовать разные подходы к проблемам.
- позволяет студентам и преподавателям стремиться к интеллектуальному росту и самосовершенствованию. Они могут исследовать и углублять свои знания в интересующих их областях, выбирать курсы и направления исследований в соответствии со своими интересами и способностями.
- способствует инновациям и творческому мышлению. Преподаватели и студенты могут свободно исследовать новые идеи, экспериментировать с различными подходами и методами, что способствует развитию новых технологий, открытию новых областей знания и решению сложных проблем.
М.М. Джалолов,
Ректор университета Инха в Ташкенте (PhD)