Центральный банк провел очередной мониторинг работы коммерческих банков и потребовал от них прекратить навязывать дополнительные ненужные услуги с помощью «общей оферты».

В рамках исследования регулятор установил, что при попытке воспользоваться определённой услугой через мобильное приложение некоторые банки предлагают потребителю сначала подтвердить «общую (базовую) оферту». Такая оферта зачастую может состоять из большого количества страниц, которые охватывают не только необходимую человеку услугу, но и условия либо договоры по всем услугам, предоставляемым банком через мобильное приложение.

В результате, когда человек акцептирует «базовую оферту» — он соглашается не только на услугу, которой планировал воспользоваться, но и на другие, которые ему не требовались. В ЦБ отметили, что, как правило, потребители либо не знакомятся подробно с условиями договора в мобильном приложении, либо дают согласие, не до конца понимая его содержание, полагая при этом, что соглашаются исключительно с условиями выбранной ими услуги.

Пользуясь невнимательностью потребителей, некоторые банки объединяют условия по нескольким своим услугам в формате «базовой оферты» и таким образом получают согласие клиента сразу на несколько услуг. В дальнейшем это может привести к спорам между банком и потребителем, когда клиент заявляет: «я не запрашивал эту услугу при согласии с офертой» или «мне говорят, что я тогда согласился и на другие условия», — говорится в сообщении.

Кроме того, Центробанк рассмотрел случаи, когда у пользователя истекает срок задолженности по кредитной карте и некоторые банки автоматически блокируют их. При этом, если на такую карту попадают денежные средства, с них удерживается банковская комиссия. Регулятор подчеркнул, что такие действия противоречат принципам справедливости и разумного подхода и приводят к нарушению прав потребителей, закреплённых в законодательстве.

Центральный банк подчеркнул, что оценивает такие практики как недобросовестные по своей сути, в связи с чем регулятор потребовал от всех коммерческих банков исполнения следующих пунктов:

  • предоставлять оферты исключительно в рамках выбранной услуги, чётко и прозрачно;
  • не злоупотреблять своим доминирующим положением в переговорах с клиентами;
  • при установлении комиссий строго соблюдать принципы справедливости и прозрачности.

Ранее сообщалось, что Центральный банк не стал менять основную ставку. Решение должно обеспечить устойчивое снижение инфляции и минимизации рисков.