Пока Узбекистан готовится к 2025 году полностью перейти на электронное обслуживание в сфере государственных услуг, сегодня, в 2020 году, возникают проблемы на уровне обычного дозвона до центров и порталов по оказанию госуслуг, особенно в период карантина.

***

Любое электронное обращение в Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), даже если ищешь работу, должно быть подписано электронной цифровой подписью (ЭЦП), которая применяется в электронном документообороте.

Есть два пути получить электронную подпись: можно обратиться в центры государственных услуг на местах (Единое окно), или же, как недавно похвастался хоким Ташкента Артыкходжаев — онлайн.

Механизм выдачи ключей и сертификатов ЭЦП физическим и юридическим лицам как исключение в период карантина внедрили Агентство госуслуг и Государственный налоговый комитет.

Инструкция гласит, что нужно перейти на сайт Центра регистрации в сети интернет https://e-imzo.uz, заполнить электронную форму, оплатить услугу, после получения СМС-сообщения найти свою заявку на сайте, подтвердить получение ключа и сертификата ЭЦП и загрузить его на компьютер для дальнейшего пользования.

Удобно? Конечно! Учитывая тот факт, что никуда не нужно выходить и не стоять в очередях, которые в период карантина, к слову, не стали короче. Например, услугу нострификации зарубежного диплома, можно получить только онлайн, через портал ЕПИГУ (my.gov.uz). Впрочем, как и все остальные услуги на период карантина, кроме процедуры рождения и погребения, как сообщили по телефону в Едином окне Мирзо-Улугбекского района.

Однако, получение услуги «Подача электронного заявления для нострификации (установления эквивалентности) документа об образовании, выданного в зарубежной стране» стало для меня хождением по мукам в электронном мире госуслуг и знакомством с несовершенствами этой системы.

***

Чтобы получить ЭЦП я проделала все шаги по инструкции, размещенной на сайте Центра регистрации в сети интернет https://e-imzo.uz. Процедура вполне понятная и ясная, требующая выполнения всего четырёх шагов. Однако, на последнем, четвертом, когда нужно подтвердить получение ключа и сертификата ЭЦП и загрузить его на компьютер, возникла ошибка, причем без определения ее типа.

Мы решили обратиться в колл-центр сайта по номеру 71-2023232, рекомендованному для обратной связи в случае возникновения вопросов. По номеру никто не отвечал. Было 5 часов вечера, подумала, что, возможно, слишком поздно и решила дозвониться снова на следующий день.Но и на следующий день никто не отвечал по указанному номеру. В тот же день, утром, в районе 11 часов, мы стали пытаться дозвониться до Государственного налогового комитета – тоже никто не брал трубку.

Следом мы позвонили в Единое окно Мирзо-Улугбекского района с просьбой подсказать, к кому можно обратиться для решения проблемы. Оператор по телефону сказал, что за технические моменты они не отвечают, и порекомендовал звонить в «Узинфоком», поскольку они являются разработчиками. Со своей стороны оператор напомнил, что мы можем повторно подать заявление на получение ЭЦП, при этом существующее заявление аннулируется, и плата, произведенная за услугу, не возвращается. Кстати, стоимость услуги – 7% от минимальной заработной платы для физических лиц и 10% для юридических лиц.

Мы решили, что продолжим разбираться с ошибкой текущей заявки и позвонили в Узинфоком. В Узинфокоме нас направили в Юникон, поскольку именно они отвечают за Центр регистрации ключей электронной цифровой подписи, а не Узинфоком.

В приемной Юникона нам дали телефон техподдержки 71 200 4646, на который мы звонили в общей сложности на протяжении двух часов, находившись на очереди под разными номерами. На последней попытке дозвониться, мы были шестыми в очереди, спустя 50 минут мы стали четвертыми, однако дальше ждать терпения не хватило. Решили, что в техподдержке никого нет, однако в приемной нам сказали обратное.

Время шло, и вопрос дозвона, требующий немалого терпения от нас, стал приобретать характер спортивного интереса.

В очередной раз стали звонить в Налоговый комитет по номеру 712023282 – и дозвонились. Первый дозвон за полтора суток! Там ответили, что не знают номер 712003232, и что технической поддержкой занимаются именно они. Стало быть, проблема решена, обрадовалась я.

После моих объяснений, в чем проблема, оператор, который почему-то отказался представиться, порекомендовал установить специальный браузер E-IMZO. Возможно, по его словам, через данный браузер ошибок никаких не будет. Отмечу, что браузер был загружен, но установка его не произошла снова по непонятной ошибке. Я озвучила оператору проблему, на что он порекомендовал мне обратиться к программисту. Так же он сказал, что напишет разработчикам и после того, как получит от них ответ – сообщит мне, примерно через полчаса. Я оставила свой номер.

Через несколько минут в мессенджер Telegram пришло сообщение от неизвестного пользователя, как выяснилось от того самого оператора. Мы еще раз обговорили, что он напишет мне, как получит ответ от разработчиков, и я вновь попала в режим ожидания. К слову, я до сих пор в нем: прошло уже несколько дней.

***

Я не программист, не считаю, что хорошо знаю компьютер, поэтому обратилась в техническую поддержку с просьбой помочь. Однако когда телефоны технической поддержки не отвечают сутками, словно её не существуют, операторы забывают о данных обещаниях помочь, возникает ощущение обычного очковтирательства, и авторитет всех заявлений об электронном правительстве, которое, якобы, будет создано в будущем, падает.

И да, сегодня большинство услуг, как утверждает хоким Ташкента Джахонгир Артыкходжаев, можно получить/оказать онлайн. Хотела бы в это верить, но пока отвечу словами Станиславского: «Не верю»!

P.S. C ошибкой в итоге разобралась самостоятельно.