Узбекская космическая программа: Забвенные специалисты и инновационные разработки
NOVA24.uz взяла интервью у старшего инженера некогда существовавшего Ташкентского бюро машиностроения, работники которого внесли вклад в покорение космоса.
13 ноября 1969 года — разгар космической гонки между США и СССР. В напряженное соперничество в технологиях и инновациях по освоению космоса вносит лепту Узбекистан: в Ташкенте создают уникальное предприятие — Конструкторское бюро машиностроения (ТашКБМ).
Этот день стал началом покорения узбекскими специалистами космических просторов. Перед сотрудниками ТашКБМ ставили задачу развития области использования природных ресурсов Луны и Венеры, обеспечения лунных экспедиций и баз, создание опытных макетов и образцов космических установок.
В частности, работники бюро создали буровую установку для советского аппарата «Луна-24», который в 1976 году выполнил свою миссию и доставил на Землю образцы лунного грунта, анализ которого впервые доказал наличие на Луне воды. Бурильные установки также разрабатывались для аппаратов «Венера-13» и «Венера-14», которые тоже смогли выполнить поставленную цель.
После успешного периода создания прорывных технологий наступил момент стагнации и запустения: начался процесс распада Советского союза. Первое время казалось, что бюро будет существовать и далее — и оно существовало, пока новые времена не начали диктовать новые условия.
Бюро закрыли, построенные к нему полигон «Невич» и экспериментальный завод «Композит» ветшают по сей день. Некоторые ученые и инженеры переехали в другие страны, не найдя применение в Узбекистане, многих вовсе давно уже нет.
NOVA24 провела интервью со старшим инженером ТашКБМ Вячеславом Константиновичем Климойцем, спросив про работу бюро, периоды успеха и закрытия, а также про дальнейшую судьбу узбекской космической промышленности.
Подготовил: Листвин Даниил