Феруза Иззат (Шокирова) — преподаватель Педагогического университета Анталии (Турция) из Узбекистана. Активистка, выступает за права женщин. Феруза в основном высказывается на важные темы гендерного равенства в Twitter, где ее читают тысячи пользователей. Также она делится своим мнением в рамках акций против женского насилия.

Редактор NOVA24 побеседовала с активисткой на злободневные темы ограничения прав и обсудила вопросы укоренившихся стереотипов в узбекском обществе. Публикуем интервью с Ферузой об образовании женщин, непрерывной подготовке к замужеству, о культе угодить всем и вписаться в некую форму «добровольного рабства».

— Считаете ли вы, что благоприятное отношение к женщине без какого-либо общественного притеснения  — это признак развитого государства?
Феруза Иззат
Однозначно, так оно и есть. Отношение к женщинам, детям, инвалидам и всем, кто нуждается в социальной защите, показывает, насколько развито государство. Женщины составляют почти половину общества. Защита их прав, бережное отношение и созданные для развития условия также способствуют развитию этого самого общества. С другой стороны, женщины — воспитатели нации. Большой вклад матери проявляется именно в воспитании детей. Счастливая и довольная женщина соотвественно воспитывает сильных детей. Это тоже способствует развитию. 
— Дискриминация в отношении женщин в Узбекистане появляется уже на этапе зачатия. Многие узбекистанки не раз слышали в свой адрес претензию «Зачем девочку родила? Нам сын нужен. Девочка все равно замуж пойдет, а кто род продолжит?». Что вы думаете об этой негласной традиционной тенденции?
Я считаю, что от этих взглядов следует немедленно отказаться. Отрадно, что с каждым годом все больше семей не допускают появления подобных мыслей: любят своих дочерей не меньше, чем сыновей, и уделяют им должное внимание. Но все же, есть по-прежнему те, кто до сих пор считают девочек, принадлежащих другой семье — врагами, и хотят поскорее «избавиться» от них. В семьях, где рождается девочка, женщины используют свою репродуктивную функцию до тех пор, пока на свет не появится мальчик — продолжитесь рода.

Наличие только имен Огилой («сын», — Прим. ред.) и Улболсин («пусть будет сын», — Прим. ред.) показывает разницу по отношению к девочкам и мальчикам. Как родители могут дать имя дочери с междустрочным смыслом «лучше бы родился сын»? Это заведомо выраженное отношение — они ее не хотели. Вы когда-нибудь слышали имена Кизболсын («пусть будет дочь», — Прим. ред.) или Кизбек («дочь», — Прим. ред.) в семьях, где родились мальчики?

Именно здесь отчетливо прослеживается разница между мужчинами и женщинами: к первым больший спрос, соответственно, и внимание.
— По статистике, мужчины чаще получают образование, в них вкладываются больше, ведь из девушки важно вырастить домохозяйку, чтобы ее удачно отдать замуж и свекровь была довольна ею. Это предположение имеет место быть сегодня?
Это мнение неоднозначно, но такое часто случается. Есть много семей в Узбекистане, которые предпочитают дать образование своей дочери, чем не сделать этого. Однако многие женщины не могут позволить себе трудоустроиться на работу будучи в браке — муж не разрешает. Даже, если женщина образованная, замужество для ее родителей — в приоритете.

С раннего возраста мы растим девочек с большим количеством веников и тряпок в руках. Для нас важнее всего то, насколько хорошо дочь выполняет домашнюю работу в смысле быта, а не домашнее задание, порученное учителями.

Отношение к невестам плохое, особенно в столице: на ней все домашние дела, служба свекрови и вечное угождение всем членам семьи. Невеста считается служанкой, а не наследницей и уж тем более — жизненным спутником сына. Это не что иное, как обман и нечестность. Работа по дому должна выполняться всеми, кто живет в нем. Мужчинам также следует помогать женщинам, в этом нет ничего унизительного и постыдного.
— Девушка на выданье: культ девственности, возможная свадьба через пару дней знакомства с потенциальным женихом по принуждению родителей. Как вы относитесь ко всем этим моментам? 
Когда я говорю о вреде влияния узбекского менталитета, я злюсь на нас именно из-за вышеперечисленных аспектов. Во-первых, в браке на первом месте должны учитываться желания обоих партнеров. Принуждение девочек выходить замуж — абсурд. Когда парень женится на девушке не потому что она ему понравилась, а потому что — мама одобрила — тем более абсурд.

В нынешнюю эпоху глобализации в нашем обществе все еще существует проблема девственной плевы, если быть точнее — ее наличие. Все недуги вокруг этой темы — это ни что иное, как простое незнание.

Мои высказывания на эту тему часто порождают волну негатива в комментариях. Во многих случаях это важно именно для мужчин. Интересно, что многие думают, что девственность перед свадьбой должна быть чем-то уникальным только для девушки, а для парней иметь сексуальный опыт до свадьбы — не помеха. В этом случае мы также наблюдаем два разных стереотипных подхода в восприятии полов.
— В числе привитых убеждений также красуется такое, как сделать из девушки «инкубатора», где она не может высказаться по поводу желания рожать ей, или нет. Многие беременеют уже сразу в первую брачную ночь без права выбора. Что вы думаете об этом?
У нас множество молодых семей под постоянным присмотром. Они часто живут со старшими и, как ожидается, будут иметь совместную жизнь уже со своими детьми в общем отцовском доме. Муж и жена, которые еще вчера сами были детьми, снова рожают ребенка после бракосочетания. Я всегда говорю, что если есть возможность, молодые должны жить отдельно от родителей: так они ко всему придут сами через свои же набитые шишки.

Процесс освоения новой среды сложен. Именно в такой нелегкий период невеста беременеет для угождения все членам семьи.

После появления ребенка жизнь полностью меняется. На мой взгляд, самые сладкие периоды юности становятся жертвами напора взрослых, соседских советов. Когда рожать, сколько детей должно быть в семье — решать только паре и никому больше.
— Распространенная «участь келинки». Как бы вы прокомментировали прислуживание в доме, отказ от работы и угождение всем подряд со стороны женщин в условиях современных реалий?
Как я уже сказала выше, такую тенденцию можно назвать формой рабства. Если женщина хочет этого, никто не должен противиться, но даже в этом случае: если ей по вкусу работа по дому, это не должно лишать ее личностных прав. Каждый живущий в доме ответственен за этот самый дом: уборка и порядок. Если невеста хочет учиться и работать, нужно помогать ей развиваться, а не сопротивляться. Это не проблема.
— Жизнь в общем доме с семьей мужа: отсутствие собственного пространства, обслуживание «семьи», выселение из дома в случае развода с табличкой в руках «без ничего». Как тут подстраховаться женщине?
Это причина многих проблем в семейных отношениях. В первую очередь, необходимо пересматривать взгляды понятия семьи в принципе, и невесты в частности. Для чего вообще строится семья? Какую роль в этой системе занимает пришедшая в дом невеста: она служанка или равноправный член семьи? Я всегда говорю, что, по возможности, все решается внутри. Свекровь и свекор не должны нуждаться в услугах невестки, если они здоровы и могут позаботиться о себе сами.

Для женщины также болезненный момент — оставаться на улице с детьми после развода.

Законодательство следует пересмотреть и, при необходимости, дополнить. Ведь есть много глав семей, которые даже не регистрируют супругу и детей, а оформляют дом на имя своих родственников. Из-за большого количества таких случаев женщины остаются без защиты на улицах, не зная, куда им идти.
— Терпеть насилие для сохранения семьи, иначе «как дети без отца расти будут», «что люди подумают», «кому я нужна разведанная». Как вырастить психологически здоровую дочь и не допустить вышеперечисленных моментов?
В первую очередь, в семье нужно ценить женщин — это должно закрепиться на ментальном уровне. Для женщин их родители, братья и сестры должны быть самыми близкими. Нельзя говорить о том, что выбраться из дома будущего мужа можно только мертвой, а дать понять, что женщину всегда примут в отцовском доме и поддержат в любом случае. Следует внушить своей дочери, что она может стоять на собственных ногах и ей не нужно терпеть различные притеснения ради статуса жены.

Людям нужно понять, что развод — это не страшно, развод — это выход, когда нет возможности дальше жить совместно.

Люди должны понимать, что детям хорошо расти только в мирной семье, другого тут быть не должно. Даже после развода дети не должны становиться для экс-супругов орудием мести. Развод — это разделение мужа и жены. Ребенок должен продолжать чувствовать отца и мать, и вовлеченность обеих сторон в его воспитание никто не отменял.
— Как «выгладить» отношение к женщинам в Узбекистане? Ваши предложения в масштабах всей страны. Как вы считаете, что нам может помочь?
Проблем много, не знаю, с чего начать. К счастью, в последние годы гендерные вопросы и права женщин стали общенациональными. Работу, которую предстоит проделать по женским проблемам, следует рассматривать в целом, и необходимо составить дорожную карту для их решения. Обо всем уже сказано публично. У нас много примеров. Решайте эти задачи не только на бумаге, но и практически внедряйте в жизнь.
Беседовала: Жанона Ахмедова