В ходе своего выступления на Душанбинском саммите глав государств ШОС Шавкат Мирзиёев выдвинул инициативу о скорейшем запуске механизма регулярных министерских встреч и экспертных консультаций по вопросам сокращения бедности. Создать подобный совещательный формат руководителей профильных министерств и ведомств узбекский лидер предложил на предыдущем саммите Организации в ноябре 2020 года.

Востребованность данного направления сотрудничества продиктована складывающейся ситуацией в мире вследствие эпидемиологического кризиса, нанёсшего значительный ущерб национальным экономикам всех стран, в том числе и на пространстве ШОС, усугубив проблемы подорожания продуктов питания, снижения доходов населения, роста безработицы и бедности.

ШОС обладает огромным потенциалом, чтобы стать действенной площадкой для налаживания широкого сотрудничества и выработки совместных мер по сокращению бедности в странах Организации, обмена положительным опытом и лучшими практиками в данной сфере.

Следует отметить, что сегодня в рамках ШОС уже уделяется достаточное внимание проблеме борьбы с бедностью. Так, на Московском саммите в ноябре 2020 года в целях решения проблем доступности услуг и инфраструктуры для бедного населения в удалённых и сельских территориях была принята «Концепция сотрудничества государств-членов организации по развитию удалённых и сельских территорий в цифровую эпоху».  

Также был утверждён План действий по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года. Оба документа нацелены на налаживание сотрудничества в сфере борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения стран-членов «шанхайской семьи». Создаётся специальная рабочая группа по борьбе с нищетой и Центр передового опыта ШОС по сокращению бедности.

Среди стран-членов ШОС впечатляющим опытом преодоления бедности обладает КНР. Китай, являясь самой многонаселённой страной в мире, за 40 лет политики реформ и открытости вывел из нищеты более 740 миллионов человек. В феврале 2021 года председатель КНР Си Цзиньпин торжественно объявил, что Китай полностью ликвидировал абсолютную бедность и на 10 лет раньше осуществил первый пункт Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года. Из состояния бедности были выведены 98,99 млн. жителей сельской местности, из числа бедных районов было выведено 832 уезда и 128 тысяч деревень. Успех Китая в борьбе с бедностью во многом обеспечили предоставление социальной поддержки бедному населению, обеспечение их трудоустройством и занятостью.

На основе подобного опыта в Узбекистане в последние годы борьба с бедностью была определена в качестве приоритетной задачи социально-экономического развития страны. Был принят ряд комплексных мер системного характера.

В целях реализации единой государственной политики по сокращению бедности было создано Министерство экономического развития и сокращения бедности, а в регионах создана вертикальная система в этой сфере. Завершается разработка средне- и долгосрочной Стратегии борьбы с бедностью в сотрудничестве с ведущими зарубежными экспертами ООН и Всемирного банка.  

Для обеспечения прозрачности и адресности процесса поддержки нуждающихся была запущена автоматизированная информационная система «Единый регистр социальной защиты», предусматривающая оказание более 30 видов социальных услуг и помощи.

Внедрён новый уникальный механизм — «железная тетрадь», содержащая полную информацию о бедных и малообеспеченных семьях для оказания им адресной и своевременной помощи. За период 2020-2021 гг. в «железную тетрадь» было включено 595,6 тыс. семей (2,5 млн. человек), в результате принятых мер по трудоустройству 564,4 тыс. семей из неё было исключено.

Определён новый порядок работы с наиболее уязвимыми и малообеспеченными слоями населения (женщины, молодёжь, дети, пожилые люди, инвалиды). В разрезе каждой махалли сформированы «молодёжная тетрадь» (было включено 591 тыс. молодых людей) и «женская тетрадь» (было включено 433 тыс. женщин) в целях выявления проблем малообеспеченных безработных женщин и молодёжи, оказания им практической помощи. Так, в 2021 году 131,1 тыс. женщин, включённых в «тетрадь» было трудоустроено, 36,3 тыс. обучено различным профессиям, 68,3 тыс. были вовлечены в предпринимательскую деятельность, им была оказана помощь в получении кредитов.

В Узбекистане начата масштабная работа по реализации целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры в целях улучшения условий жизни населения, как в городах, так и в сёлах.

Предпринимаются меры по обеспечению доступности образования и медицины. Так, в 2021 году запланировано увеличить охват дошкольным образованием до 65%, увеличить число государственных грантов на получение высшего образования на 25%, удвоить квоту стипендий для девушек из малообеспеченных семей. Для более широкого охвата населения учреждениями первичного звена здравоохранения в ближайшие 3 года по республике предусмотрено открытие 315 пунктов семейных врачей и 85 семейных поликлиник.

В целом, на фоне продолжающейся пандемии и экономической нестабильности в мире страны ШОС, где проживает почти половина населения планеты (3,4 млрд. человек), всё больше акцентируют внимание на решении социально-экономических проблем.

В этой связи, создание механизма по проведению регулярных встреч руководителей министерств и ведомств, ответственных за сокращение бедности, станет важным практическим шагом для активизации взаимодействия в этом направлении.