20 сентября в Ташкенте состоится конференция «Россия и Узбекистан перед вызовами развития и безопасности на новом историческом этапе взаимодействия», организуемая Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан в партнерстве с Международным дискуссионным клубом «Валдай». Мероприятие проводится в год 30-летия независимости Республики Узбекистан.

За годы независимого развития Узбекистан вышел на рубежи, которые полностью изменили его облик и место в мировом сообществе. За сравнительно короткие сроки удалось разработать нормативно-правовую базу реформ, заложить основы рыночной инфраструктуры, обеспечить финансовую и макроэкономическую стабилизацию, осуществить институциональные преобразования, создать многоукладную экономику и новые отрасли, сформировать механизм стимулирования малого и среднего бизнеса, добиться энергетической и приблизиться к зерновой независимости страны, не допустив при этом обвального спада производства и социальных катаклизмов.

За 30 лет независимости ВВП страны вырос в 3,5 раза — до 60 млрд долларов. Экономика современного Узбекистана более самодостаточна, нежели до обретения государственной независимости. Страна находится на пути к большей самообеспеченности по целому ряду товаров — от лекарственных препаратов до комплектующих для автомобилестроения. Получили развитие новые высокотехнологичные отрасли, такие как автомобилестроение, нефтегазовая, нефтехимическая, электротехническая, фармацевтическая, текстильная, пищевая, и другие.

Значимые перемены произошли в сельском хозяйстве. Первоначальные цели реформ в этой области заключались в преодолении монокультуры хлопка, достижении зерновой независимости и развитии частных фермерских и дехканских хозяйств. Так, на период начала 90-х на Узбекистан приходилось около двух третей общесоюзного производства хлопчатника. При этом лишь незначительная часть собранного урожая перерабатывалась на месте, в то время как большая же часть вывозилась за пределы республики. За годы независимости годовой сбор хлопка сократился с 5,5 млн тонн до трех. За счет резкого сокращения площадей для хлопчатника в 1,5 раза увеличены посевы зерновых. Благодаря этому в Узбекистане за короткий период валовой сбор зерна вырос в 3,5-4 раза, благодаря чему мы обрели зерновую независимость страны. Сбор овощей вырос в 2,5 раза, картофеля — в шесть, фруктов — в четыре, винограда — в 2,5, производство мяса и молока — в два.

Таким образом, на сегодняшний на мировой арене сформирован Новый Узбекистан, определение которому дал Шавкат Мирзиёев:

Новый Узбекистан – это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом.

Развитие международных отношений и дискуссионных клубов даёт возможность ведущим российским и отечественным экспертам обмениваться мнениями по актуальным вопросам обеспечения безопасности в Центральной Евразии и насущным экономическим проблемам, а также в развития российско-узбекских взаимоотношений. Именно географическая близость стран данного региона предопределила партнерство в социально-экономических и торговых сферах, в частности Узбекистана и России.

Отношения Росси и Узбекистана за последние 30 лет имели периоды как большей так и меньшей активности. Однако, 2005 год стал прорывным и две страны заключили договор о союзнических отношениях. А после 2016 года можно говорить о небывалом подъеме российско-узбекских отношений в политической и экономической областях, а также в сферах безопасности и гуманитарного сотрудничества.

Одним из основных торговых партнеров Узбекистана остается традиционно Россия. Так, в 2020 году во внешнеторговом обороте Узбекистана Россия занимала второе место (14,8%). А за период с 2017 года по 2020 год объём двусторонней торговли вырос более чем на 22%. При этом в товарообороте России со странами СНГ Узбекистан занимает в 2020 году четвертую строчку с объемом в 5,641 млрд долл. США.

Объём привлечённых российских инвестиций в экономику Узбекистана достиг 1,35 млрд. долларов. Вместе с тем, на Россию приходится 24% от накопленного объема ПИИ за 2017-2020 годы и 16,5% притока иностранного капитала. Общий объем ПИИ Российских компаний в Узбекистан за 2017-2020 годы составил свыше 3,3 млрд. долл. В Узбекистане зарегистрировано свыше 2,1 тыс. предприятий с российским участием.

На сегодняшний день Узбекистан является одной из немногих стран мира с динамично развивающейся экономикой. Темпы прироста ВВП республики в последнее десятилетие устойчиво превышали средние темпы по группе ведущих стран СНГ (Россия, Казахстан, Белоруссия) и ряда стран Центрально азиатского региона (Кыргызстан, Таджикистан). Даже в условиях пандемического кризиса 2020 г, когда в этих странах был зарегистрирован спад экономики (за исключением Таджикистана), Узбекистану удалось сохранить положительную динамику роста экономики.

В период с 2010 по 2016 годы среднегодовые темпы прироста ВВП составили 7,2%, в период ускорения процесса экономических реформ (2017-2019 гг.) данный показатель составил 5,2%. Экономическое развитие Узбекистана в условиях пандемического кризиса (2020 г) замедлилось, как и в большинстве стран мира, но при этом среднегодовые темпы прироста ВВП составили 1,6%.

Процесс реформирования, стартовавший в 2017 году, был, прежде всего, направлен на активизацию новых факторов экономического роста — улучшение инвестиционного климата, расширение экспортного потенциала, активизацию внешней торговли, укрепление макроэкономической стабильности.

Значимыми этапами на этом пути стали либерализация валютного рынка, упрощение визового режима, переход к плоской шкале подоходного налога в 13%, сокращение ряда административных издержек ведения бизнеса, открытие филиалов ряда известных иностранных университетов Кореи, России, США. С участием иностранных экспертов только c 2017 года в стране налажена деятельность 17 свободных экономических и 76 малых промышленных зон, а также 4 технопарков, что способствовало ускоренному развитию регионов республики.

В сфере внешнеэкономической политики был значительно ограничен список запрещенных для экспорта продукции, отменено требование обязательной продажи валютной выручки, заметно снижены ставки импортных таможенных пошлин, упрощены процедуры подготовки и реализации экспортных контрактов, созданы дополнительные условия для экспорта свежей плодоовощной продукции.

Результатом реализации Дорожной карты по снижению уровня теневой экономики стало повсеместное внедрение цифровых технологий и маркировка в отраслях и секторах экономики. В частности, организовано предоставление 211 видов государственных услуг через Единый портал госуслуг, с 1 января 2021 года отменены 70 из 266 видов лицензий, а также 35 из 140 разрешений, почти в 2 раза сокращаются сроки оформления 14 видов лицензируемой деятельности и документов разрешительного характера, упрощается процедура получения 115 лицензий и документов разрешительного характера, увеличены объемы безналичных расчетов в экономике.

Одним из основных торговых партнеров Узбекистана остается традиционно Россия. За период с 2017 года по 2020 год объём двусторонней торговли вырос более чем на 22%, при этом экспорт Узбекистана в Россию вырос на 42%, а импорт на 58%. Объём привлечённых российских инвестиций в экономику Узбекистана достиг 1,35 миллиардов долларов США.

Основной статьей экспорта Узбекистана является текстиль (в 2020 г. составил 655,3 миллиона долларов) и плодоовощная продукция (экспорт составил 255,4 миллиона долларов).

Опережающими темпами растут поставки сельхозпродукции – во многом благодаря крупным совместным проектам в области АПК. И здесь большое значение имеет создание в Узбекистане агрологистических комплексов, а также развитие оптово-распределительных центров на территории России.

Так, согласно данным UN Comtrade, объем взаимной торговли агропродовольственной продукцией между Россией и Узбекистаном в 2020 г. в сравнении с 2019 г. увеличился на 45,2% и составил 980,4 млн долл. США. По сравнению с 2019 годом экспорт Узбекистана в Россию вырос на 42,8% до 284,4 млн долл. США, а импорт Узбекистана из России – на 46,2% до 696,0 млн долл. США. Российский экспорт в 2020 году составил 71% от товарооборота агропродовольственной продукции между Узбекистаном и Россией.

В 2020 году четвертую строчку в товарообороте России со странами СНГ занимает Узбекистан, объем которого вырос на 15,4% относительно 2019 года и составил 5,641 млрд долл. США. Крупнейшим партнером России остается Беларусь, товарооборот с которой составил 30,2 млрд долл. США (-14,75% по сравнению с 2019 годом). Далее следуют Казахстан (19,1 млрд долл. США, -4,9%) и Украина (9,9 млрд долл. США, -13,5%).

За первые пять месяцев 2021 года этого года продолжился рост товарооборота между странами, который превысил 15% – это около 2,5 млрд долларов. Российский экспорт увеличился почти на 12%, а импорт из Узбекистана – примерно на четверть.

Основными товарными позициями в стоимостном выражении в структуре экспорта Узбекистана в Россию в 2020 году являлись «Фрукты и орехи» – 65,9%, «Овощи» – 23,7%, «Продукты переработки овощей, фруктов, орехов или прочих частей растений» – 5%.

Экспорт России в Узбекистан составляли в основном следующие позиции: «Жиры и масла» – 32,4%, «Сахар и кондитерские изделия из сахара» – 23,2%, «Какао и продукты из него» – 8,5%, «Готовые продукты из муки; мучные кондитерские изделия» – 7,1%.

В Узбекистане привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) является одной из приоритетных задач модернизации национальной экономики. Среднегодовой объем привлеченных иностранных инвестиций до 2017 г. не превышал 1 млрд долларов США. Принятие Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2019 года №ЗРУ-598 «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» изменило ситуацию в притоке инвестиций в экономику Узбекистана.

Если в 2017 году в Узбекистане на Россию приходилось более 55% общего объема притока иностранного капитала и свыше 74% прямых иностранных инвестиций, то к 2020 году за счет увеличения числа стран инвесторов и расширения международного сотрудничества на РФ приходится 15% общего притока иностранного капитала и свыше 18% от ПИИ в страну.

Новый закон внес существенные изменения в принципы осуществления инвестиционной деятельности национальными и иностранными инвесторами. Иностранным инвесторам были предоставлены дополнительные права и гарантии, в частности: иностранные инвесторы имеют право получать вид на жительство и/или «инвестиционную визу», а члены их семей – гостевую визу на срок действия «инвестиционной визы» на условиях, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан. Также предприятия с иностранными инвестициями, также как хозяйствующие субъекты Республики Узбекистан, вправе открывать счета в любых банках Республики Узбекистан и распоряжаться средствами, получать и возвращать займы в иностранной валюте, а также создавать обособленные подразделения (филиалы), брать земельные участки несельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду и т.д.

Это повлияло на то, что, начиная с 2017 года по 2020 годы в экономику Узбекистана за счет всех источников финансирования было вложено свыше 807 трлн. сум или 89 млрд. долларов инвестиций в основной капитал. Из них около 29 млрд. долларов инвестиций были привлечены из-за рубежа в виде прямых инвестиций и заёмных средств.

За этот период было запущено более 53 тысяч крупных, средних и малых проектов на сумму 496 трлн сумов, создано более 810 тысяч постоянных рабочих мест. Создано более 253 тыс. новых предприятий и организаций.

Основной вклад в рост объема инвестиций внесло активное привлечение прямых и других иностранных инвестиций и кредитов, доля которых в структуре финансирования инвестиций выросла c 17,7% в 2017 году до 31,8% в 2020 г., а объем – с 2,5 млрд. долл. в 2017 г. до 6,4 млрд. долл. в 2020 г.

Вместе с тем, на Россию приходится 24% от накопленного объема ПИИ за 2017-2020 годы и 16,5% притока иностранного капитала. Общий объем ПИИ Российских компаний в Узбекистан за 2017-2020 годы составил свыше 3,3 млрд. долл.

Подтверждением инвестиционной привлекательности Узбекистана является рост накопленных инвестиций в период пандемии и кризиса. Так, по состоянию на 1 января 2021 года наибольший рост накопленных иностранных инвестиций наблюдается в Узбекистане — плюс 29,8%. В Казахстане рост составил всего 3,6%, в Таджикистане — 1,6%.

Количество предприятий и организаций с иностранным капиталом, зарегистрированных в Узбекистане на 1 января 2021 года, составило 12,3 тысячи, из них 11,8 тысяч — действующие.

Из них, свыше 2,1 тыс. предприятий с российским участием.  В России зарегистрировано около 600 компаний с участием узбекского бизнеса.

При этом только за 1 полугодие 2021 года в Узбекистане было создано 240 совместных предприятий с российским капиталом.

Объём накопленных российских инвестиций в экономику Республики Узбекистан оценивается в 10 млрд долларов США.

Примером, успешного сотрудничества Узбекистана и России является проект Ташкентского металлургического завода. Новое промышленное предприятие, которое было запущено 4 декабря 2020 г., рассчитано на выпуск ежегодно 500 тыс. тонн холоднокатаного стального проката. Запуск завода будет способствовать развитию сопутствующих отраслей, таких как строительный сектор, автомобилестроение, производство бытовой техники и др. Здесь применены самые современные технологии и высококачественное оборудование ведущих мировых производителей.

Во время встреч на высоком уровне постоянно обсуждаются перспективные проекты в автомобильной промышленности, энергетике, фармацевтике и многих других сферах.

Российско-узбекские отношения имеют давние и глубокие корни. В последние годы эксперты отмечают активизацию сотрудничества между двумя странами. На сегодняшний день предпринимаются последовательные, планомерные шаги, чтобы вывести российско-узбекские отношения на принципиально иной уровень.

Подготовлен проект Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве Российской Федерации и Республики Узбекистан, который выведет отношения стран на новый уровень. Данный документ должен создать задел для дальнейшего развития социально-экономических и торговых отношений практически по всем направлениям на многие годы вперед.

Одним из направлений развития узбекско-российских отношений является наращивание объёма двустороннего товарооборота, в частности до 10 млрд долларов в ближайшей перспективе. В данном контексте правительства двух стран на последних встречах на высшем уровне обусловились продолжить выработку и реализацию практических мер, направленных на обеспечение беспрепятственных грузоперевозок через территории двух государств, а также перспективных механизмов сопряжения методов тарифного и нетарифного регулирования, которые позволят увеличить и диверсифицировать товарооборот.

В частности, была подписана «Дорожная карта» по реализации Меморандума о взаимопонимании в области развития логистических коридоров. В частности, стороны договорились о механике запуска «Агроэкспресса». Первый «Агроэкспресс» с российскими продуктами питания должен отправиться в Узбекистан этой осенью, при этом срок доставки не превысит 7 дней.

В рамках встреч на высшем уровне стороны выражают заинтересованность в совместной реализации перспективных инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли, сфере сельского хозяйства, электротехнической отрасли и др.

Дальнейшее развитие Российско-Узбекистанского сотрудничества возможно в сфере формирования новых альтернативных международных транспортно-транзитных коридоров, в том числе, в формировании «Кабульского коридора», предполагающего взаимовыгодное использование и развитие международных транспортных коммуникаций, повышение эффективности действующих и создание новых транспортных коридоров. Маршрут через Кабульский коридор Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – порты Пакистана – порты Индии, может служить конкурентной альтернативой, так как на 500 – 600 км короче, чем действующие маршруты.

Одним из перспективных направлений сотрудничества может стать создание совместных транспортно-экспедиторских предприятий для организации перевозки экспортной продукции из Узбекистана в Россию и обратно, использование при этом портов «Находка» и «Новороссийск» для организации хранения и транспортировки экспортных грузов. Также в дальнейшем создание логистических центров на портах «Санкт-Петербург» и «Новороссийск» для осуществления межгосударственных грузовых перевозок между странами будет играть значительную в повышении товарооборота между странами.