Стратегия действий, принятая Узбекистаном пять лет назад, определила  стратегическую цель — построение Нового Узбекистана и фундамента Третьего Ренессанса.

Предстоящие выборы проходят в качественно новых политических, правовых, социально-экономических условиях, возникших в результате принятия и динамичной реализации задач Стратегии действий, обозначившей начало строительства абсолютно нового демократического, открытого внешнему миру и конкурентоспособного Нового Узбекистана.

Заметно возросли требовательность и взыскательность граждан в оценке хода реформ, уровня законотворческой работы и правоприменительной практики, программных установок и практической деятельности политических партий, депутатов. Отмечается значительная активизация институтов гражданского общества, средств массовой информации в защите прав, свобод и законных интересов человека, их вовлеченности в решение важнейших задач общественного и государственного развития.

Можно сказать, что за последние годы произошли грандиозные изменения в жизни народа и государства, удалось осуществить большое количество кардинальных реформ, охвативших все сферы общественно-политической и экономической жизни общества, в том числе и национального избирательного законодательства. При этом среди важнейших направлений в стране стали демократические преобразования, нацеленные на обеспечение прав и свобод человека, либерализацию общественно-политической жизни, свободы СМИ.

Естественно, что все это находит свое отражение и в ходе избирательного процесса. Так, практика последовательного совершенствования национального избирательного законодательства и проведения выборов поднялась на новый уровень. Ярким свидетельством этого является принятый 25 июня 2019 года Избирательный кодекс Республики Узбекистан. Документ воплотил в себе пять законов и десятки подзаконных актов. Повысилось внимание к внедрению в избирательное законодательство и практику приемлемых рекомендаций, данных международными наблюдателями на предыдущих выборах. В этот раз были устранены недостатки и проблемы, имевшие место на парламентских выборах 2019 года.

Институт окружных избирательных комиссий по выборам в районные (городские) Кенгаши народных депутатов упраздняется, а их полномочия передаются районным (городским) избирательным комиссиям. Создаются правовые основы порядка включения граждан Узбекистана, проживающих за рубежом, в список избирателей, независимо от того, состоятся ли они на консульском учете дипломатических представительств, а также голосования путем использования переносных избирательных урн по месту жительства или работы избирателей, проживающих за рубежом. Кроме того, установлен порядок, согласно которому наблюдатели должны уведомить участковую избирательную комиссию не менее чем за три дня до посещения избирательных участков, образованных в местах содержания под стражей и лишения свободы, в воинских частях.

Вместе с тем, на основании рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе были внесены следующие изменения:

  • исключение полномочий избирательных комиссий по содействию встреч кандидатов с избирателями;
  • установление запрета на использование государственных ресурсов при проведении предвыборной агитации;
  • сокращение сроков обжалования решений избирательных комиссий с 10 до 5 дней, с целью недопущения необоснованного продления сроков объявления результатов выборов;
  • внедрение порядка раскрытия промежуточной и итоговой финансовой отчетности политических партий, а также опубликования результатов проверок Счетной палатой деятельности партий в целях обеспечения прозрачности использования политическими партиями средств, выделенных для предвыборной агитации.

Одним словом, Избирательный кодекс стал более демократичнее, гуманнее, расширены избирательные права, устранена излишняя бюрократия, для избирателей и наблюдателей создаются более удобные условия для волеизъявления, повышается роль партий и их ответственность тоже.

В приоритете партий – интересы их электората, исходя из  которых, все пять партий предлагают свое видение развития Узбекистана, при этом резко контрастируя друг с другом.

Так, позиция НДПУ склоняется к  социальной стороне -усилению роли государства в управлении экономикой и общественной жизнью страны, в то время как «Миллийтикланиш» -к резко либеральной – минимизация и полное устранение участия государства в различных сферах жизни страны. Приоритет Экопартии — «зеленая экономика», «Адолат» же акцент делает на усиление урегулирования социальной сферы и экономики страны. При этом УзЛиДеП видит решение имеющихся проблем сквозь призму «Личность-общество-государство», т.е. решая проблемы личности, менять общество и развивать государство.

Проведение агитационной деятельности кандидатов кардинально отличается от предыдущих избирательных кампаний. Межпартийная конкуренция отражается не только в предвыборных программах кандидатов, но и даже в лозунгах партий, которые отражают сущность партийных программ. Так, лозунг НДПУ «Забота о каждом — обязанность государства», Миллийтикланиш» — «Развитие, основанное на ценностях», Экопартии «Мы в ответе за будущее!», «Адолат» — «Справедливость — главный критерий нашей жизни», УзЛиДеП — «Высшая ценность — человек».

Доходит конечно и до популизма, ведь такие идеи при минимальных затратах дают максимальный эффект. Взять, к примеру, предложение по обеспечению муниципальным жильем населения, снятие ограничений по размерам пенсий («Адолат»), увеличение доли альтернативных источников энергии или источников возобновляемой энергии в общем энергоснабжении до 40% (Экопартия), снижение участия государства в управлении образованием, ЖКХО («Миллийтикланиш»), создание в каждом населенном пункте детских садов за счет государства (НДПУ). Известно, что главным недостатком популизма является его утопичность: быстро решить проблемы общества простыми мерами невозможно. Так и эти все идеи привлекательны, но даже простые расчеты показывают, что это не задачи, ближайших пяти лет. При этом реализация их потребует увеличения бремени на госбюджет и тем самым введения новых налогов, либо наоборот, перекладывания вопросов социальной защиты на самих граждан. В этом смысле предложения УзЛиДеП выглядят предпочтительнее.

Сегодня Избирательный кодекс предоставляет право кандидатам проводить агитацию в различных формах – в виде дискуссий, пресс-конференций, собраний граждан, интервью, выступлений, размещения роликов в средствах массовой информации, а также публичных дебатов. При этом дебаты необязательно должны выражаться в перепалке и рукопашном бою кандидатов. В конечном итоге, дебаты проводятся не ради дебатов, а для формирования общественного мнения. Восток это не Запад и культура диалога и конкуренции осуществляется в рамках правового поля.  Поэтому сегодня идет политическая борьба, с элементом восточной культуры – уважения к собеседнику без оголтелой, необузданной критики и оскорблений. Как показывает практика, восточный этикет не снижает политические амбиции и уровень политической конкуренции.

Всем кандидатам в президентской гонке в период предвыборной агитации созданы широкие и равные возможности в использовании средств массовой информации для доведения до избирателей, общественности положений предвыборных программ, содержащихся в них позиций по актуальным вопросам общественно-политического, социально-экономического развития страны.

Стоит отметить, что неукоснительное соблюдение в ходе избирательной кампании национального законодательства и проявление активной жизненной и политической позиции политическими партиями и всеми гражданами страны будет способствовать успешному проведению выборов в полном соответствии с демократическими принципами.

Таким образом, новые выборы, проходящие в условиях все возрастающей общественно-политической активности политических партий, здоровой межпартийной конкуренции, а также роста общественной активности, требовательности и взыскательности граждан в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ, — несомненно, отражают сущность Нового Узбекистана, развивающегося в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом.


Джавакова Каринэ,

начальник кафедры «Государственно-правовых

 дисциплин и обеспечения прав человека»

Академии МВД Республики Узбекистан

 доктор философских наук, профессор.