Президентские выборы  24  октября  пройдут  на основе избирательного  законодательства, принятым в соответствии  с национальной избирательной практикой и международными избирательными стандартами.

В системе избирательного законодательства важное место занимает Избирательный кодекс.

Проект избирательного кодекса разработан в соответствии с государственной программой «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана.

При подготовке проекта кодекса, во-первых, были проанализированы национальное законодательство и избирательная практика, во-вторых, изучен передовой опыт более 20 зарубежных стран (Франция, Нидерланды, Канада, Италия, Швеция, Бельгия, Польша, Албания, Беларусь, Азербайджан и др.), в-третьих, были учтены рекомендации международных организаций в сфере проведения выборов.

 Основными нововведениями избирательного кодекса являются:

  • введен порядок формирования единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан;
  • для досрочного голосования и голосования в день выборов введено понятие единого «избирательного бюллетеня», понятие «избирательный лист» исключено;
  • введен порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по другим вопросам организации или проведения выборов;
  • в процессе сбора подписей политическими партиями установлено, что избиратели могут ставить подписи в поддержку одного или нескольких кандидатов или партий;
  • избирателям в процессе голосования была предоставлена возможность использовать несколько знаков (+ , , X);
  • установлен порядок вывешивание копию протокола незамедлительно в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорока восьми часов.
  • указаны действия, совершаемые участковой избирательной комиссией после окончания голосования (подсчет голосов, составление протокола и др.);
  • установлен порядок внесения органами самоуправления граждан, общественными объединениями предложений по кандидатурам в члены участковых избирательных комиссий;
  • установлены новые требования к членам избирательной комиссии, согласно которым членами избирательной комиссии не могут быть близкие родственники и доверенные лица кандидатов, а также лица, непосредственно подчиненные кандидатам;
  • установлен порядок оплаты командировочных расходов доверенных лиц кандидатов в Республике Узбекистан за счет средств, выделенных на проведение выборов;
  • внесение изменений в список избирателей прекращается за пять дней до выборов;
  • было установлено, что досрочное голосование заканчивается за 3 дня до выборов;
  • при начале агитационной работы указывался единый для всех кандидатов срок, т.е. начиная со дня, следующего за последним днем, установленным для их регистрации.

Нововведения, внесенные в избирательное законодательство, будут иметь важное значение и послужат дальнейшему совершенствованию национального избирательного законодательства на основе общепризнанных международных избирательных стандартов и гарантированию избирательных прав участников выборах Президента Республики Узбекистан.


Шухрат Файзиев,

Эксперт ЦИК, профессор ТГЮУ, доктор юридических наук