За последние 4 года в Узбекистане наблюдается высокий волантильный рост цен на картофель, сейчас они в 1,5 раза выше, чем в аналогичный период предыдущего года, а за весь 2020 год цены на картофель выросли на 42%, что почти в 4 раза выше общего показателя инфляции за год, сообщает EastFruit.
Эксперты проанализировали тенденции производства, импорта и потребления картофеля за последние два десятилетия, чтобы определить основные причины роста цен:
- Спрос и предложение — тенденции:
За последние 21 год наблюдается увеличение скорости роста численности населения, в среднем с 1,2% до 1,9% в год. Этот факт имеет существенное значение в прогнозировании объемов потребления продукта, занимающее второе место в рационе питания населения после хлеба.
В общей картине соотношения темпов роста численности населения и объемов производства картофеля выделяются два случая: в 2017 году прирост производства оказалось несколько раз ниже, чем темп роста населения, во втором случае (2020 год) тоже ниже, но не намного. Как раз на эти годы приходятся высокие уровни роста цен на картофель: в 2017 году цена выросла почти в два раза, в 2020 — на 42%.
В 2020 году цена на картофель выросла на 42%, почти в 4 раза выше общего уровня инфляции в том же году. Здесь можно выделить сразу пять факторов.
1. Пандемия коронавируса;
2. Объем производства картофеля в 2020 году увеличился лишь на 1,7% — ниже показателя прироста населения в том же году (1,9%);
3. Объемы импорта также оказались недостаточными, чтобы компенсировать довольно «слабый» прирост производства;
4. Стоимость импортной логистики, а также торговые риски, резко выросли по причине карантинных ограничений на границах. Это заставило импортёров закладывать в цену значительно более высокую стоимость доставки, что, естественно, перекладывалось на оптовую и розничную цену;
5. Спрос на семенной картофель, учитывая высокие розничные и оптовые цены, резко вырос, т.к. прибыльность выращивания картофеля увеличилась. Соответственно, часть товарного картофеля была зарезервирована под семенной, и соответственно не попала на рынок.
- Растущие объемы среднедушевого потребления:
С 2000 по 2020 год потребление картофеля на душу населения увеличилось с 30 до 100 кг в год, т.е. в 3,3 раза. В сочетании с ускоряющимися темпами роста численности населения республики это оказывает довольно серьезное давление на спрос.
- Семеноводство:
Есть ещё один важный фактор, который не позволяет снизить цены на картофель в Узбекистане. Это фактор отсутствия производства качественных семян картофеля внутри страны. Учитывая климатические условия страны, большинство международных экспертов, посещавших Узбекистан, сходились во мнении, что наладить выращивание качественных семян картофеля в стране будет достаточно сложно, если вообще возможно.
Соответственно, для получения высоких урожаев картофеля необходимого качества, стране нужно постоянно импортировать семенной картофель. В 2018 году Узбекистан даже занял 12-место в мире по импорту семенного картофеля, импортировав его более 34 тыс. тонн.
- Выводы и прогнозы:
Высокие цены на картофель в Узбекистане обоснованы рядом труднопреодолимых факторов, главнейшим из которых является высокий спрос населения. Однако опыт развитых стран показывает, что картофель, как источник дешёвых калорий, с ростом уровня доходов населения, потребляется в меньших количествах. Как правило, при повышении доходов населения, растёт интерес к продуктам переработки картофеля, в частности к потреблению его в виде замороженного картофеля-фри, а объёмы подушевого потребления свежего картофеля падают.
Поскольку решить проблему семенного картофеля быстро точно не получится, то и уровень цен на картофель в Узбекистане, вероятнее всего, будет оставаться сравнительно высоким довольно долго.